Город

Русский характер в архитектуре “Руси”

Опубликовано 22 марта 2015 в 11:40
0 0 0 0 0

По просьбе TTR архитектор Михаил Солодилов рассказал о главном торговом центре Автозаводского района «Русь-на-Волге».

Старые торговые центы Тольятти объединяет удачное эстетически-художественное единство – техницистская символика была созвучна общему устремлению планировщиков города, веривших в благородство технического прогресса. Выразительность оформления центров бытового обслуживания и магазинов достигалась за счет следования интернациональному стилю, одним из ярких представителей которого являлся Людвиг Ми сван дер Роэ. Свободная планировка, отказ от орнамента, активное использования природных материалов, применение стекла и витражей – все это являлось основой в деле создания сети предприятий питания, бытового обслуживания и торговли.

Типовой проект торгового центра, рассчитанный на 16 тысяч человек включал в себя два этажа с подвалом и пандусом загрузки. На первом этаже размещался универсам, блок общественного питания, бытовое обслуживание и аптека. Тольяттинские торговые центры были в большой степени общественно-торговыми центрами, где объединялись разнообразные виды общественного обслуживания: почта, сберкасса, аптека, клуб, парикмахерская, здание объединялось с пунктами общественного транспорта, местами стоянок. Конец восьмидесятых и начало девяностых годов несколько подорвали выстроенную концепцию советского времени, просторные помещения магазинов нечем было заполнять. Иллюзия изобилия создавалась за счет скульптурной раскладки товара, где груда консервных банок превращалась в пирамиду Хеопса, а куски масла покрывались витиеватыми узорами и резьбой. Сеть общественно-торгового обслуживания Автозаводского района Тольятти имела несколько уровней, центром же сети являлся и до сих пор остается торговый центр «Русь-на-Волге».

img073

Очевидцы старой “Руси” обязательно с ностальгией вспоминают ее первозданный облик, когда скупой внешний вид компенсировался гуманной средой интерьера. Преимущественно естественное освещение, группы комнатных растений в зимних садах, широкие деревянные поручни перил, добротные рельефные изображения гербов городов, расположенных на берегу Волги и другие декоративно-прикладные элементы декора.

Ill1

В этой постройке воплотился принцип интеграции различных функций общественного обслуживания, отражающий тенденции материальной жизни общества того времени. Сооружение было выполнено в исключительно модернистских традициях и облицовано белым известняком, что по мнению одного из авторов торгового центра выражало “традиционный русский характер”. До сих пор ходит легенда, что у архитектора А. Образцова выпрашивали возможность поместить на сооружение вывеску с названием, но он отказывался. Все на что он мог согласиться это электронное табло, по которому бегущей строкой передавалась информация о товаре. Например: “привезли чехословацкий фарфор”, “девчатам дубленки”, “в наличии белорусский трикотаж”, “заводчанам доступные лыжи”. Модернистское здание сохраняло свою первозданную чистоту довольно долго, влюбляя людей в современную эстетику прямых линий, стекла и бетона.

pzR_LmKInp0

В начале двухтысячных, на постройку положил глаз один из столпов тольяттинского дизайна М. Демидовцев. Для него эта архитектура казалась слишком простой, мрачной и он решил преобразить ее. Один из сохранившихся вариантов его альтернативного решения показывает нам уже не модернистский объем, а нагромождение эклектичных шатров, крылец и балясин. Русь на Волге не должна быть образчиком запада. Вот так постепенно возникла и распространилась идея реконструкции. В двухтысячных еще был жив А. Образцов, который едва ли согласился на переделку его авторского проекта. Правдами и неправдами Русь на Волге была реконструирована и полностью утратила свой первоначальный облик. Хорошо это или плохо решит время, а пока мы имеем то, что имеем.

56093_900

0 0 0 0 0