Общество

Неочевидный герой. Маркетолог

Опубликовано 05 августа 2016 в 15:07
0 0 0 0 0

Поговорили с человеком, активно занимающимся разработкой маркетинговых стратегий и рекламных кампаний для тольяттинских предпринимателей. Как на гонорар маркетингового консультанта влияет расстановка ударений, почему чехи на ВАЗе – абсолютное добро и чему нужно учиться местным предпринимателям, узнаем в материале.

Мое первое образование связно с точными науками. Правда, я так и не доучился и перешел в экономический институт местного крупного университета.

В то время, я, как и многие, прочитал две книги – «Медиасапиенс» Минаева и «99 франков» Бегбедера. Разумеется, тут же захотел связать свою жизнь не с программированием, а с впариванием.

Специальности «Реклама» в списке для поступления не было. Но мне сразу объяснили, что если я поступлю на «Менеджмент», то там у меня будут преподавать маркетинг достаточно сильные преподаватели.

На первом же занятии крикливая дама средних лет, одинаково похожая на цыганку и одесскую еврейку, провизжала, что «маркетинг – это все».

Далее нас начали готовить так, словно мы сразу после ее курса устроимся президентом по маркетингу на автозавод, а не пойдем рядовыми сотрудниками к местным мелким и средним бизнесменам.

Не могу сказать, что нас плохо учили. Прекрасного Филипа Котлера нас заставляли зубрить наизусть. Но все мы знаем, что классические приемы признанного гуру и основоположника хороши только тогда, когда ты управляешь миллиардным бюджетом. Бессмысленность занятий и постоянное ударение на «е» в названии дисциплины должны были поселить во мне стойкую ненависть к самой важной науке в мире, но этого все же не случилось.

Филип Котлер
Собрал воедино и систематизировал все знания о маркетинге, которые до этого относились к совершенно различным наукам. Его книга «Основы маркетинга» переиздавалась более 10 раз и является своего рода Библией для маркетологов.

 

Я много читал профильной литературы. Старался изучать не ужасные переводы местных псевдоделовых издательств, а читать на языке оригинала. Так я нахватался много англицизмов, которые удачно вставлял в предложения и проектные отчеты. Я сразу усвоил для себя, что ударение на «а» в слове маркетинг, элементарное знание правил жизнедеятельности малого бизнеса и умение пустить в глаза заказчика необходимую порцию пыли могут сделать тебя отличным специалистом, которого бизнесмены рекомендуют друг другу.

Мое самообразование дало одно важное знание:

Если хочешь чем-то помочь малому и микробизнесу – читай локальных авторов.

Европейские и американские учебники полезны только как подставки под ноутбук. Даже книги-адаптации, которыми грешат некоторые местные «авторы», похожи на заокеанский оригинал, как Буратино на Пиноккио.

В основном я консультирую компании, которые занимаются производством автомобильных деталей, компонентов и смежных продуктов. Самым большим пирогом в этой корпоративной пекарне, разумеется, является АВТОВАЗ и смежники. Когда на завод пришла Катаржина, разогнала всю старую команду и привела новых специалистов, мне стало по-настоящему интересно. Стали работать маркетинговые инструменты, которые уже десятилетиями используют все автопроизводители. Простому обывателю стала заметна только ценовая политика и агрессивная реклама.

Почему все ругают «не «Весту»? Да потому, что не готовы принять новых правил игры.

Конечно, лучше штамповать одну и ту же панель десятилетиями, минимально изменяя расположение винтиков и уповать на совковую ментальность, чем вдруг осознать, что продукция ВАЗа может легко конкурировать с общепризнанными марками и моделями.

Мне не раз предлагали поработать с местными рестораторами или торговыми сетями. Я всегда отказываюсь. Во-первых – не моя сфера, во-вторых – мелким и средним предпринимателям нужен не маркетолог, а рекламщик. Предприниматели мыслят экстенсивно. «Давай, увеличивай нам трафик», — читается в их глазах с самой первой встречи. Зачем вам это, когда все борются за увеличение среднего чека и снижение издержек и затрат?! Нет, мы лучше будем тратить деньги на засев целины кукурузой, чем интенсифицировать уже существующее хозяйство. Это немало злит.

Очень советую предпринимателям почитать книги по ценообразованию, расчету себестоимости и «Основы маркетинга» Котлера. Может, что-то поймете и перестанете открываться, только чтобы закрыться.

0 0 0 0 0