Поговорили с человеком, активно занимающимся разработкой маркетинговых стратегий и рекламных кампаний для тольяттинских предпринимателей. Как на гонорар маркетингового консультанта влияет расстановка ударений, почему чехи на ВАЗе – абсолютное добро и чему нужно учиться местным предпринимателям, узнаем в материале.
В то время, я, как и многие, прочитал две книги – «Медиасапиенс» Минаева и «99 франков» Бегбедера. Разумеется, тут же захотел связать свою жизнь не с программированием, а с впариванием.
Специальности «Реклама» в списке для поступления не было. Но мне сразу объяснили, что если я поступлю на «Менеджмент», то там у меня будут преподавать маркетинг достаточно сильные преподаватели.
Далее нас начали готовить так, словно мы сразу после ее курса устроимся президентом по маркетингу на автозавод, а не пойдем рядовыми сотрудниками к местным мелким и средним бизнесменам.
Не могу сказать, что нас плохо учили. Прекрасного Филипа Котлера нас заставляли зубрить наизусть. Но все мы знаем, что классические приемы признанного гуру и основоположника хороши только тогда, когда ты управляешь миллиардным бюджетом. Бессмысленность занятий и постоянное ударение на «е» в названии дисциплины должны были поселить во мне стойкую ненависть к самой важной науке в мире, но этого все же не случилось.
Я много читал профильной литературы. Старался изучать не ужасные переводы местных псевдоделовых издательств, а читать на языке оригинала. Так я нахватался много англицизмов, которые удачно вставлял в предложения и проектные отчеты. Я сразу усвоил для себя, что ударение на «а» в слове маркетинг, элементарное знание правил жизнедеятельности малого бизнеса и умение пустить в глаза заказчика необходимую порцию пыли могут сделать тебя отличным специалистом, которого бизнесмены рекомендуют друг другу.
Если хочешь чем-то помочь малому и микробизнесу – читай локальных авторов.
Европейские и американские учебники полезны только как подставки под ноутбук. Даже книги-адаптации, которыми грешат некоторые местные «авторы», похожи на заокеанский оригинал, как Буратино на Пиноккио.
В основном я консультирую компании, которые занимаются производством автомобильных деталей, компонентов и смежных продуктов. Самым большим пирогом в этой корпоративной пекарне, разумеется, является АВТОВАЗ и смежники. Когда на завод пришла Катаржина, разогнала всю старую команду и привела новых специалистов, мне стало по-настоящему интересно. Стали работать маркетинговые инструменты, которые уже десятилетиями используют все автопроизводители. Простому обывателю стала заметна только ценовая политика и агрессивная реклама.
Почему все ругают «не «Весту»? Да потому, что не готовы принять новых правил игры.
Конечно, лучше штамповать одну и ту же панель десятилетиями, минимально изменяя расположение винтиков и уповать на совковую ментальность, чем вдруг осознать, что продукция ВАЗа может легко конкурировать с общепризнанными марками и моделями.
Очень советую предпринимателям почитать книги по ценообразованию, расчету себестоимости и «Основы маркетинга» Котлера. Может, что-то поймете и перестанете открываться, только чтобы закрыться.