Меню
L+5 °
Тольятти
ЛондонВладивостокСаратовНовосибирскСанкт-ПетербургКалининградЕкатеринбургУфаВоронежЯрославльКраснодарОренбург

«День пограничника». В Тольятти выставили шизарт

0 0 0 0 0

На днях в Тольятти открылась выставка творчества пациентов местного психоневрологического диспансера, находящихся в пограничных психических состояниях — это когда вроде еще не окончательно сошел с ума, но и не совсем здоров. Экспозицию посмотрели считанные единицы, однако она вместе с флешмобом, направленным на рекламу выставки, уже приобрела статус скандальной. TTR сходил посмотреть на работы и попытался во всем разобраться.

Попасть на выставку довольно непросто. Для этого нужно следовать указаниям из альбома в официальной группе мероприятия. Главное, выбрать правильные зеленые ворота и не углубиться в корпуса диспансера. Впрочем, на скамейке рядом с воротами есть вывеска, которая указывает нужное направление. Несмотря на близость к самому оживленному шоссе города, во внутреннем дворе больницы очень тихо и зелено. Растут вишни, стоят лавочки – картинка просто идиллическая.

Екатерина Ротмистрова – живая молодая девушка, которая и придумала арт-центр «Параллельные миры, с удовольствием рассказывает о творчестве своих подопечных. Главное отличие от обычной выставки в том, что рядом с картинами нет табличек с именами авторов. Их нельзя разглашать из-за конфиденциальности отношений врача и пациента. Екатерина много говорит об арт-терапии, как способе вывода пациентов из пограничных состояний. Девушка шутит, что День Пограничника – это теперь скорее праздник психиатров.

В небольшом помещении с персиковыми стенами и надстроенным вторым этажом размещено несколько десятков работ. Некоторые из них похожи на детские рисунки, с других смотрят федеральные судьи из передач, которые в изобилии крутят по «ящику», есть и абстракция довольно неплохого уровня. Кроме свеженаписанных есть и архивные работы. Целую стену занимают карандашные рисунки одного из пациентов больницы, которые были сделаны в 1987 году. Для размещения работ задействован даже потолок, а вместо книги отзывов любой желающий может нарисовать что-то на специальном полотне.

Для популяризации выставки Екатерина вместе с волонтерами, которые помогают арт-центру, провела флешмоб. Участники, переодетые в смирительные рубашки и странные очки, разгуливали по парковке крупнейшего в городе торгового центра, расположенного прямо через дорогу. Ребята раздавали информационные листовки о событии, фотографировались со всеми желающими и собирали в специальный ящик пожертвования на покупку барабанов, необходимых для реабилитации. Собственно, для того чтобы собрать необходимые средства выставка и была задумана. Вот, что еще мы узнали от Екатерины:

— Зачем нужно арт-пространство?

— Арт-пространство – это особенный мир, который располагает к творчеству и умиротворению, где под рукой есть всё необходимое для самовыражения его посетителей и участников. Это определенная обстановка спокойствия, которая способствует снижению тревоги и стресса, это приятная музыка и загадочные картины. Любой творческий человек знает, как важно иметь отдельное творческое пространство, где можно поразмыслить и отдохнуть, создать что-то новое, что-то своё. Это безусловно необходимо и в нашей деятельности.

— Как появилась идея провести выставку?

— Идея о проведении выставки пришла примерно в тот момент, когда в процессе творческой работы в Тольяттинском психоневрологическом диспансере накопилось некоторое количество художественных работ. Сами работы имеют оригинальное отображение повседневных вещей, различные фантазии и чувства. Душа для современного человечества – вопрос ещё достаточно не изученный, а творчество помогает заглянуть в эти тайны и загадки, оно способствует пониманию нас самих и окружающих. Постараться открыть для себя и понять другой мир, тот, который имеет свои особенности – вот основная цель выставочной экспозиции.

— Для чего был необходим флешмоб?

— Флешмобом (или лучше назвать это перфомансом) мы хотели показать прохожим, что не так страшно оказаться рядом с человеком, который имеет ментальные особенности. Это такие же люди, как и мы все, и никто из нас ни от чего не застрахован. Данная акция служила рекламой центра, а также во время данной акции были фото с прохожими, рассказывалось о проекте и о необходимости сбора средств и прочих материалов (ящик для желающих вложить свою копеечку в проект также был с нами).

— Как ты относишься к развернувшейся вокруг выставки общественной дискуссии?

К дискуссии абсолютно нормально отношусь, у каждого человека свое мнение на этот счет. О том, чем мы занимаемся и какие у нас мероприятия, зачем они нужны и на прочие вопросы всегда готова ответить в конструктивной беседе.

— Какой в выставке художественный смысл?

Смысл каждый сам найдет, придя посмотреть экспозицию. Сами для себя мы – деятели своеобразного авангарда, творим разные произведения из всего подряд, что имеем, и в этом находим определенную ценность. Имея хорошие краски и кисти и в объемах, позволяющих работать группам, мы бы с удовольствием приобщились и к классической живописи, для экспериментов наш центр всегда открыт.

— Как относятся к подобным проектам врачи-психиатры?

— Главный врач и другие врачи диспансера поддерживают наше творческое направление, в отделениях всегда с удовольствием ждут занятий, а теперь у нас есть для этого целая студия, созданию которой способствовала как администрация больницы, так и все добровольцы, кто помогал создать интерьер, найти материалы, оформить, пошить, что-то собрать и т.п. Подобный опыт есть во многих странах Европы, а также в Санкт-Петербурге и Москве, где творческие центры при психиатрических службах являются и центрами современного авангардного искусства. Там проходят выставки, организуются театральные выступления, музыкально-творческие и поэтические вечера и многое другое для лиц с ментальными особенностями, в том числе и инклюзивные встречи.

— Какие еще проекты запланированы в арт-пространстве?

Идей много, пока мы структурируем наши планы, после выставки мы запустим реализацию социокультурной реабилитационной программы для лиц с ментальными расстройствами, которая будет построена на методах и техниках арт-терапии. Также есть проект в формате «перфоманс» с освещением различных социальных проблем и проект городской системы мониторинга и профилактики стресса «Стрессу.нет», которые сейчас находятся в разработке.

Выставка и флешмоб-перформанс породили широкое обсуждение целесообразности представления широкой общественности подобных работ. TTR не остался в стороне и опросил известных городских кураторов, организаторов, художников и представителей властей.

Дарья Попова, организатор мероприятий:

— Я не видела выставку, могу только сказать, что это плагиат проекта «ШизАрт», который уже выставлялся в Тольятти ранее. Флешмоб, который провели организаторы для привлечения внимания к выставке, на мой взгляд, недопустим, так как оскорбляет душевнобольных, выставляя их в комичном свете. Шизофрения и реабилитация длинной в десять лет — это не смешно.

Игорь Власенко, ведущий специалист комитета по делам молодёжи мэрии г.о. Тольятти, эксперт по социальному проектированию форумов iВолга, территория смыслов, Smurt-up, старший преподаватель Волжского университета им. В.Н. Татищева:

— Что касается проектов Екатерины Ротмистровой, таких как «Они», и в особенности арт-центра «Параллельные миры», то, безусловно, для города Тольятти, как и для всего общества, они являются наиболее актуальными. Во-первых, надо нам осознать одну очень простую истину – большой ГОРОД (более 10 тыс. чел.) является чрезвычайно неестественным и опасным для психики человеком образованием. Уровень стресса в городах не только очень большой, но и постоянно увеличивается, что ведёт к нагрузке на психику человека. А отсюда психозы, стрессы, депрессии, самоубийства, социальная девиация и прочее. То есть ОЧЕНЬ много людей в нашем в городах находятся в пограничном состоянии (могут в любой момент сорваться и стать не адекватными). Во-вторых, тема работы с психически не здоровыми людьми для нашего общества является не обсуждаемой, практически так же, как мы не обсуждаем и не думаем, что город агрессивен по отношению, например, к инвалидам-колясочникам и многим другим группам социально не защищённых сограждан. И то, что городское сообщество игнорирует данные проблемы, не значит, что их нет и их не надо решать, ибо, когда они превратятся в первоочередные проблемы, то будет уже поздно. В-третьих, что касается сути проектов, то те инструменты, что применяет Екатерина – очень точны и, на мой взгляд, необходимы. Она применяет методы арт-терапии (через рисование, игру на музыкальных инструментов, пластику и т.д.) для снижения стресса у человека, что позволяет в спокойном состоянии (иногда сродни медитации) проанализировать себя, причины своих страхов, зажимов и т.д. Так же, работа в творческих мастерских позволяет образно обозначить психопроблемы, но и обозначить образ своего будущего, того, что тебе хочется созидательного создать.

Алена Бударина, художник:

— Арт-терапия — это очень полезное занятие. Для любого человека и особенно для пациентов клиник. Но арт-терапия не делает из людей художников, как и диагноз. Рассматривать творческую единицу с точки зрения его заболеваний — это несколько неадекватно. Впрочем, как и выставлять результат лечения как художественный объект. Что касается акции, то мне она кажется грубой. Расстройства психики всегда романтизировались молодёжью. Многие из нас в своё время занимались самокалечением, надумывали себе диагнозы, но у большинства это остаётся в пубертате. Для остальных психическое расстройство — это тяжелая ноша, и это вообще не весело. Честно говоря, я не понимаю ребят. Каждый, кто хоть пару часов провёл в нашем диспансере, хотя бы в очереди, должен понимать, насколько это страшно.

Саша Щербина, руководитель Отдела современного искусства Тольяттинского художественного музея:

— Шизарт – очень тонкая и сложная вещь. Говорить об этом надо, изучать специалистам тоже. В качестве терапии и возможности высказаться через творчество важно для самих «лиц с особенностями мироощущения». Но эксплуатировать чужое горе и развлекаться, изображая душевнобольных, считаю неприемлемым. И вновь компрометация современного искусства. Что? Зачем? Для чего и для кого был проведен «перформанс»? Любой художественный жест должен отвечать на эти вопросы. Пока выходит глупо и жестоко. Ребята из арт-центра «Параллельные миры» вроде и за хорошее дело взялись – сбор средств, но формы выражения нужно искать. Мораль и этика – первые ценности, которые должны превалировать в таких проектах.

 

0 0 0 0 0
Новости smi2.ru
новости

Новости smi2.ru