О том, как мы делали раскадровку для короткометражки

Привет, друзья!

Продолжаем серию материалов, посвященных созданию короткометражного фильма "НАВСЕГДА", который снимался в Тольятти.

И сегодня речь пойдет о раскадровке.

Раскадровка является визуальным наброском фильма. Это последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов, анимации, видеоклипов, рекламных роликов и прочей аудио-визуальной продукции.
Рассказ в картинках, чем-то напоминающий комиксы.

Я регулярно читаю книги про то, как делается кино. Смотрю посвященные этой тематики мастер-классы и читаю статьи. Однажды я посмотрел мастер-класс режиссера Павла Руминова, где он описывал свой метод создания фильма "Я БУДУ РЯДОМ", за который он получил главный приз на Кинотавре. Отличное кино, кстати. Так вот, Павел в этом мастер-классе уверял, что раскадровка на съемках фильма не нужна. Создание раскадровки по его мнению занимает много времени, которое целесообразнее было бы потратить непосредственно на саму съемку. И да, я с ним согласился! Сконцентрировался на написании сценария короткометражного фильма "НАВСЕГДА" с мыслью, что никакой раскадровки делать не буду. Решения по средним, крупным и общим планам хотел принимать на съемочной площадке, сделав ставку на импровизацию.

Павел Руминов

(мастер-класс Павла Руминова)

Жил я с этой идеей до тех пор, пока в рамках кинофестиваля "Святая Анна" (ездил туда с предыдущей короткометражкой) не попал на мастер-класс другого режиссера — Андрея Звягинцева. Интереснейший разговор получился с автором "ЛЕВИАФАНА". Тему раскадровки тоже затронули. Из мастер-класса я узнал, что успех фильмов Звягинцева заключается в тщательной подготовке. Все его фильмы создаются в кабинете. А только потом снимаются. Прорисовывается абсолютно каждый кадр. Поэтому в киноработах Звягинцева нет ни одного случайного кадра. Подход пусть слегка и перфекционистский, но как показывает практика, он дает стабильный результат.

Tue., Jun. 24, 2014, Russia, Moscow. [English translation in progress (1)] Kommersant Photo/Ilya Pitalev #RU 24.06.2014, Россия, Москва. Режиссер Андрей Звягинцев на Белой вечеринке и вручении премии "Аванс" журнала The Hollywood Reporter в рамках Московского международного кинофестиваля (ММКФ) в ресторане "Река". Фото: Илья Питалев/Коммерсантъ

(Андрей Звягинцев)

В итоге Андрей Звягинцев меня вдохновил на раскадровку. И я тоже по его примеру решил перед съемками нарисовать каждый кадр короткометражного фильма "НАВСЕГДА".

Но проблема в том, что рисовать я не умею. Но мне повезло. Поскольку моя будущая жена, Ольга Черникова (https://vk.com/olllelukoye), потрясающий художник.

Ольга Черникова

(Ольга Черникова, художник короткометражного фильма "НАВСЕГДА")

Одно из ее любимых направлений — графика. Убедиться в профессионализме Ольги можно, посмотрев ее работы по ссылке:

http://hiero.ru/No4naya

Мы договорились с Ольгой, что я сделаю наброски, а с ней совместными усилиями придем к общему знаменателю и прорисуем каждый кадр фильма.

Я взял листки формата А3 и сложил их пополам. И из одного листка получалось подобие брошюрки на 4 страницы. Каждую страницу ручкой поделил на 10 окошек. И в каждом из них прорисовал кадр фильма. То есть на одном листке формата А3 я делал 40 рисунков раскадровки. Во время работы мне не жалко было смять брошюру с раскадровкой, выбросить его в урну и взять новый. Потому что рисовал я своих корявых снеговичков довольно быстро, без особого старания. Важно было потом с помощью этих каракуль объяснить Ольге, что ей требуется нарисовать. Но если бы я старательно сидел и выводил в этих окошках красивые аккуратные рисунки, то избавиться от неудачных вариантов было бы гораздо сложнее. Было бы жалко выкидывать.

1

(мои корявчики)

После того, как мой черновой вариант раскадровки был готов, я попытался объяснить ей, что именно изображено в этих окошках. И, о чудо, она с легкостью улавливала мои идеи! В процессе обсуждения раскадровка видоизменялась, поскольку Ольга предлагала новые интересные решения и делала коррективы.

В конечном итоге у нас получилась отличная раскадровка, которую я не выпускал из рук во время съемок короткометражного фильма "НАВСЕГДА".

перв

втор

Больше копий раскадровки в группе, посвященной съемкам короткометражного фильма "НАВСЕГДА":

https://vk.com/za_kadrom_blog

В ЧЕМ ПОЛЬЗА РАСКАДРОВКИ?

Создание фильма процесс творческий. Но он в то же время и технологичный. Раскадровка в кино чем-то напоминает чертеж инженера. А команда фильма — это мастера, выполняющие свою работу согласно чертежа.

Первый человек, к которому я пошел с инженерским чертежом — это оператор Илья Кардаков. Мы вместе изучили раскадровку и определились с задачами перед съемкой. Илья наглядно увидел что и как нужно снимать на площадке. Поэтому перед съемками он заранее знал куда и в какой последовательности ставить камеру. Это сильно сэкономило время.
Потом я показал раскадровку актерам. И актеры увидели что от них требуется и как они будут выглядеть в кадре, что также облегчало съемочный процесс. Каждый знал свою задачу — это основа успешной командной работы.

Поэтому, как мне кажется, основная функция раскадровки — коммуникативная функция. Это незаменимое средство донесения своих визуальных идей до участников съемочного процесса.

Также раскадровка может быть использована и в других целях. Вы, например, собираетесь на встречу с потенциальным инвестором или спонсором. Раскадровка поможет наглядно показать, как будет выглядеть будущий фильм. И шанс убедить инвестора в финансировании проекта увеличится.

Как бы сложилась судьба короткометражки, если бы я выбрал путь Павла Руминова и отказался бы от раскадровки? Не знаю. Но абсолютно уверен, что фильм был бы другим. Не факт, что плохим. Но другим. Возможно когда-нибудь я испробую в работе метод Руминова. Но в следующем проекте вновь воспользуюсь советом Андрея Звягинцева и нарисую каждый кадр фильма.

PS. Не забывайте следить за событиями в группе в VK, посвященной съемке короткометражного фильма "НАВСЕГДА". В пятницу в группе стартует конкурс, победитель которого получит ценный приз и попадет в титры фильма! Не пропустите!

https://vk.com/za_kadrom_blog

До связи, друзья!




в центре внимания Вернуться на главную

видео дня
цитата дня Я пересек Сахару шесть раз, пять из них на автомобиле и один — на мотоцикле. Вместе со мной были шурин и пара друзей. Мы путешествовали на «Ниве», смешном русском джипе. Это пародия на автомобиль.
Алексанер Чеферин, Президент УЕФА
новости