Всем привет!
Продолжаю свой рассказ о том, как занимаюсь созданием короткометражного фильма в городе Тольятти, который впоследствии будет отправлен на отечественные и зарубежные кинофестивали.
В прошлой статье я рассказал о том, что написал сценарий с рабочим названием «ЛЕГЕНДА О БАРАБАНЕ». Сегодня поведаю о сюжете. И о том, как написать успешную короткометражную историю.
Отныне название «ЛЕГЕНДА О БАРАБАНЕ» прошу считать недействительным. Мы долго думали какое имя дать фильму. И решили остановиться на варианте, который всем из нашей команды нравится. Нам кажется, что это интригующее название наилучшим образом подчеркивает смысл, который заложен в истории.
Художественный короткометражный фильм «НАВСЕГДА»
Вас ожидает волшебное приключение молодой пары, Романа и Юлии.
В их руки попадает этнический барабан, джембе. Но это не просто барабан. Он наделен уникальными магическими свойствами. Во время игры на инструменте человек перемещается из одного пространства в другое. Роман и Юлия оказываются в таинственном лесу в стиле братьев Гримм.
Во время этих перемещений из-за нелепой случайности между Романом и Юлией возникает конфликт, который ведет к непоправимым последствиям.
Они мечтали быть вместе. Навсегда.
Удастся ли им воплотить свое желание в жизнь? Возможно. А может быть и нет. Узнаете, когда посмотрите художественный короткометражный фильм «НАВСЕГДА».
В группе в VK, посвященной проекту «ЗА КАДРОМ» вы сможете прочитать сценарий фильма:
http://vk.com/za_kadrom_blog
Но сценарий неполный. Отрывок. Сами понимаете, не имею права раскрывать все карты.
Пользуясь случаем хочу поблагодарить Валентина Коптева — сопродюсера, второго режиссера, руководителя группы "ЗА КАДРОМ" в VK и верного бойца нашей команды за помощь в написании сценария. Благодаря твоей помощи сценарий стал еще ярче, а диалоги правдивее и интереснее. Спасибо, бро!
КАК СНЯТЬ УСПЕШНЫЙ КОРОТКИЙ МЕТР
В предыдущей статье я рассказал об интересных и, что важно, полезных мастер-классах, которые посетил на московском кинофестивале «СВЯТАЯ АННА». Один из них мне понравился больше всего. Благодаря этому мастер-классу в короткие сроки закончил киносценарий короткометражного фильма «НАВСЕГДА».
Мастер-класс режиссера, продюсера и киноведа Дмитрия Куповых «Как снять успешный короткий метр».
«СЦЕНАРИЙ, СЦЕНАРИЙ И ЕЩЕ РАЗ СЦЕНАРИЙ»
Однажды на одном мероприятии, где принимали участие кинопродюсеры, Дмитрий опросил около 40 из них. И задавал им простой вопрос: «Если к вам придет молодой режиссер и покажет свой короткометражный фильм, что вы оцените в первую очередь?»
Все кинопродюсеры отвечали в один голос: «Мы ждем хорошую историю».
Следовательно, в основе успешного короткометражного фильма лежит хороший сценарий.
О важности сценария в создании кинофильма уважаемые кинематографисты высказываются нередко. Пожалуй, самая знаменитая реплика принадлежит Альфреду Хичкоку: «Три главные составные части фильма: сценарий, сценарий и еще раз сценарий».
Джерри Брукхаймер, создатель «Перл-Харбора» и «Пиратов Карибского моря» тоже очень хорошо сказал на эту тему: «Самое важное — это хороший сценарий. Без него ничего невозможно, это основа фильма. Без хорошего сценария фильм не получит финансирования и не найдет звезд на главные роли. На первом этапе производства сценаристы — это самые важные люди».
КРИТЕРИИ ХОРОШЕЙ ИСТОРИИ
Оk, все ясно. Чтобы снять успешный фильм, нам нужен хороший сценарий. Но как понять, хорош написанный тобой сценарий или плох?
Как раз это и был второй вопрос, который Дмитрий Куповых задал кинопродюсерам в ходе опроса.
Здесь уже мнения коллег разнились. Но Дмитрий проанализировал ответы респондентов и составил критерии, по которым можно определить, хороша твоя короткометражная история или что-то нужно переделывать.
Итак, КРИТЕРИИ ХОРОШЕЙ ИСТОРИИ:
1) Внешний межличностный двухуровневый конфликт.
2) Проработанные характеры.
3) Стройная композиционная структура фильма.
4) Перипетии сюжета.
5) Прогрессия усложнений.
6) Интрига и/или тайна.
7) Детали и образы.
ВИДЫ КОНФЛИКТОВ
Разберем сегодня первый критерий. Внешний межличностный двухуровневый конфликт.
В написании сценария важно помнить, что конфликт является основой драматургии. Ведь если в истории нет конфликта, то самой истории тоже нет.
Драматургия – это развитие конфликта во времени.
В основе конфликта всегда присутствует борьба. Кто-то или что-то борется с кем-то или чем-то.
Конфликты бывают двух видов: внутренний и внешний.
Внутренний конфликт – это конфликт персонажа с самим собой. Герой не уверен в себе, в своих мечтах, в своих желаниях. Тараканы в голове не дают ему покоя. Его преследуют навязчивые мысли, психологические травмы и фобии. Внутренний конфликт часто используется в романах. В драмах и киносценариях тоже используется, но редко.
Внутренний конфликт делает киносценарий глубже, богаче и правдивее. Однако Дмитрий Куповых не рекомендует брать его за основу создания сценария короткого метра. Поскольку в таком случае история усложняется. Она будет востребована среди близких друзей и родных автора. Ее, возможно, оценят некоторые киноэстеты на кинофестивалях. Но массовому зрителю и кинопродюсерам история вряд ли придется по вкусу.
Внешний конфликт делится на подвиды:
1) МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ
Самый распространенный конфликт. Конфликт между людьми. Ругань, драка и тд.
2) СОЦИАЛЬНЫЙ
Конфликт между социальными группами. Рабочие против завода, республиканская партия против демократической, страна против страны и тд.
3) КОНФЛИКТ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ
Это конфликт со всем, что нас окружает. Включенный в розетку фен падает в наполненную ванную, кирпич падает на голову или герой в лифте застрял – все что угодно. Также в этот подвид входит конфликт со стихиями (торнадо, землетрясение наводнение).
4) КОНФЛИКТ С ИНЫМИ СУЩЕСТВАМИ
В этот подвид входят конфликты с животными, с ходячими мертвецами, инопланетянами, терминаторами, привидениями и тд.
5) ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
Его еще называют КОСМИЧЕСКИМ конфликтом. Это конфликт с высшими силами: с богом, дьяволом и тд.
Почему именно межличностный конфликт является наиболее приоритетным для создания короткого метра?
В межличностном конфликте зрителю проще увидеть себя. А если ты в героях видишь себя, следовательно, ты сопереживаешь им.
Это самый понятный, самый распространенный конфликт.
Американские сценаристы считают, что любой конфликт (внутренний, социальный, экзистенциальный) необходимо раскрывать через межличностный конфликт.
Возьмем в пример фильм «Пролетая над гнездом кукушки». Надеюсь, все смотрели. Основной конфликт этой картины можно определить так: «Свободный человек против тоталитарной системы». Это социальный конфликт. Но реализуется он через межличностный конфликт: пациент психиатрической клиники Макмерфи (образ свободного человека) против медсестры (образ тоталитарной системы).
То есть конфликт Макмерфи и медсестры является двухуровневым межличностным конфликтом. Это не просто конфликт двух людей. Ведь в нем скрыт конфликт совершенно иного уровня – социальный.
И если вдруг вам захочется написать сценарий, то берите за основу именно межличностный двухуровневый конфликт. Но это только в том случае, если хотите, чтобы ваша короткометражная работа была успешной.
На сегодня всё.
До встречи!