Нация фастфуда: история одного протеста
31 января 1990 года мы стали ближе к американской мечте, потому что на Пушкинской площади в Москве открылся первый в России Макдоналдс. В этот день заведение посетило огромное количество человек, а чтобы попасть внутрь, приходилось выстоять несколько часов в бесконечной очереди. Спустя 14 лет в Саратове появился свой Макдоналдс. В том же году у его стен проходил самый многочисленный пикет: по некоторым оценкам было около 50 протестующих. Подобный масштаб теперь трудно вообразить, даже в свете последних запретов. TSR вспоминает историю одного протеста.
Сергей Вилков, Журналист «Общественное мнение»
Лично я «МакДаком» кроме как сетью бесплатных туалетов не пользовался, хотя к фастфуду в общем неприязни не испытываю. 7 ноября 2004 года мы с ребятами из ультралевых организаций развернули акцию против транснациональных корпораций у стен «Макдональдса». Ресторан быстрого питания служил лишь неким собирательным образом, символом рыночного империализма, а не плохой еды. Еда в российском говорят значительно лучше, чем в американском. В то время среди нас ходила легенда, что Америка никогда не бомбила страны, где есть «Макдональдс». О том, что это не так, я узнал лишь сегодня – оказывается, в Белграде он открылся чуть ли не первым в Восточной Европе. Только после операции НАТО в 1999 году сеть на время поменяла название. Говорят, не помогло, и в белградских святилищах фастфуда по-прежнему немноголюдно.
А мы тем временем скандировали лозунги «Остановим МакГитлера!» и раздавали в толпе листовки под заголовком «Покупая бургер, вы оплачиваете убийство арабских детей». Учитывая, что любую военную агрессию инспирирует бизнес, который, по подсчетам экономистов, тем или иным образом аффилирован с 52 крупнейшими компаниями мира, это не так далеко от истины. Если что, из 100 наибольших экономик в мире 52 – транснациональные корпорации, остальные – государства.
Александр Игнатюк, философ, культуролог
Акция с «МакДаком» проходила в международный день борьбы с ТНК (Транснациональные корпорации – прим. ред.). Сейчас я понимаю, что это была очень субкультурная тема, максимальной аудиторией которой могла быть только контркультурная молодежь. СоцСопр (Социалистическое сопротивление – российская троцкистская политическая организация — прим. ред.) тогда был частью большого международного альтерглобалистского движения (хотелось так думать). Антиглобалисты были на слуху у многих, их лозунги просачивались под разным преломлением и искажением (как правило, с критикой) даже в провинциальную саратовскую прессу. Все это, конечно, очень бодро и жизнеутверждающе – «Думай глобально, действуй локально», но абсолютно субкультурно для саратовской\российской почвы.
Лично же для меня это был чисто экзистенциальный протест против потребления и одномерности жизни в потребительском обществе, сконцентрированный в вечном друге Homo Consumer – Рональде МакДональде. Не обошлось без юношеского максимализма, нужно думать. Сейчас я считаю идею отказа есть в «МакДаке» и ему подобных невероятным сектантством.
Сергей Петунин, Шеф-Редактор «Коммерсант. Средняя волга»
Мы пикетировали «МакДональдс» осенью 2004, он открылся буквально несколько месяцев до этого. Странное занятие, потому что пока «МакДак» строился, мы никаких мер к тому, чтобы он не появился, не предпринимали. Хотя и говорили о том, что нужно пикетировать строительство. Участвовали, пожалуй, все действовавшие на тот момент левые организации: Социалистическое сопротивление, АКМ – Авангард красной молодежи, СКМ – Союз коммунистической молодежи, даже НБП – Национал-большевистская партия, они тогда еще окончательно не скурвились, но к тому уже были серьезные предпосылки.
Причина проста: «МакДональдс» – символ капиталистической глобализации. Выступая против «МакДака», выступаешь против транснациональных корпораций, за альтерглобализм, Жозе Бове, АТТАК и Сюзан Джордж. В общем, было бы странно, если б мы его не пикетировали. Потом вроде были какие-то разговоры, якобы руководство «МакДака» заявило, что нас проплатили их конкуренты. Но эту историю я знаю весьма поверхностно.
Илья Филимонов, музыкант
Я только перевелся на 5 курс. Вроде даже это было 16 октября – международный день борьбы с корпорацией «Мака». «Макдоналдс» из-за своей распространённости в мире стал своеобразным символом глобализации. Его филиалы всегда на виду и узнаваемы «благодаря» рекламе. Так вот наш «выпад» был не конкретно против «МакДака», а против системы рыночных отношений, для которых человек рассматривается исключительно в качестве товара, против отношения к человеку, как к рабочей силе, против эксплуатации и все такое. Прошло много времени, я уже и не помню наших конкретных кричалок, но общий смысл был именно таким – нет прибыли на людях. Одну помню: «Остановим МакГитлера!». Почему Гитлер? Потому что капитализм – это фашизм без перчаток, как говорил Ноам Хомский. «Мак» – яркий пример такого капитализма с нелюбовью к любым самостоятельным движения собственных работников.
Вокруг нас собралось около 20-30 зевак, некоторые, как мне казалось, честно интересовались происходящим, пытались понять нас и наши «требования». Были и такие, которые выдавали агрессивное неприятие. Некоторые, оглядываясь на пикетирующих, проходили мимо по проспекту, другие заходили внутрь «Мака» и подходили к его окну. С большинством людей на фото я до сих пор общаюсь. Никто из них не усомнился в своих взглядах. Я уверен, что и другие не сожалеют, что сделали это. Пусть это было очередным метанием бисера перед свиным рылом кучкой маргинальных сектантов, но мы всего лишь искренне отражали мнение и права большинства, в том числе и работников «Мака».
ШАИН АБДУЛЛАЕВ
Комментарии
Для возможности комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Похожие материалы
Место встречи. Где заняться любовью зимой? «Самый большой каток» отметил пятилетие Тольяттинский мэр отлично прокатился на собаках На измене Я ВАЗ любил. Откровения рабочих автогигантаВ других городах
Незабываемый «АХ»! Рэп-утренник во Владивостоке Красивый секс — красивый фейс Неделя молчания: эксперимент TER «Рюмка водки» в уфимском стиле