24 марта в Тольятти пройдет уже шестое мероприятие проекта «Литературный оркестр». На этот раз темой лекции и спектакля станет творческий путь автора одного из самых загадочных романов 20 века «Мастер и Маргарита» — Михаила Булгакова. За время существования проекта Тольятти посетили с бесплатными лекциями ведущие гуманитарии страны, среди которых Александр Архангельский, Леонид Клейн, Дмитрий Бак и Кирилл Головастиков. А образовательный партнёр литоркестра – популярный просветительский сайт Arzamas.academy проиллюстрировал каждую лекцию оригинальным спектаклем в новом для тольяттинцев жанре вербатим. Автор цикла просветительских лекций и спектаклей – «Тольяттиазот». Зачем крупнейшему химическому предприятию просвещать тольяттинцев, и как приучить широкую публику читать, — об этом редактор TTR Юрий Печкин поговорил с организаторами проекта.
Почему вы выбрали такой формат — цикл лекций и спектаклей?
Юлия Петренко, заместитель генерального директора ЗАО Корпорация «Тольяттиазот»: Потому что такого до нас в Тольятти еще никто не делал. Начали думать, придумывать, и в результате из небольшой задумки сделать несколько просветительских лекций вырос целый «литературно-театральный» проект. Затем начали искать партнера, который смог бы подготовить лекции и спектакли, потому что мы все-таки химией занимаемся. Единственный прямой путь шел в Arzamas, и мы рады, что ребята нас поддержали, и наша идея им тоже показалась интересной и перспективной.
Почему было решено делать бесплатный вход?
Юлия: Мы хотели, чтобы литоркестр стал привлекательным досугом для тольяттинской молодежи, поэтому не стали ограничивать возможность посещения мероприятий платным входом. К тому же, проект реализуется в новом для нашего города формате, который может быть не привычен для публики. Радует, что запрос на подобного рода досуг растет, люди хотят задавать себе вопросы и находить на них ответы — развиваться.
Почему вы не выбрали естественные науки, а занялись литературой, вы же химики?
Юлия: Начать с химии было бы предсказуемо, к тому же, тема довольно непростая для неподготовленной аудитории. Люди привыкли ходить на лекции в институтах, а такой формат, как публичные лекции, на которые можно прийти в свободное от работы время по собственной инициативе, для них непривычен. Когда мы определяли тематику проекта, сразу возникли две темы, которые легко объяснимы и интересны: литература и история. Решили начать с литературы. Может в следующем году это будет история, а затем и химия.
Вопрос для Arzamas.academy, как привлечь внимание широкой публики, а еще и в провинции, к культуре, литературе и искусству?
Кирилл Головастиков, редактор просветительского сайта Arzamas.academy: Правильного ответа мы не знаем, мы можем только предполагать. Я исхожу из мнения, что в принципе вопросы гуманитарного цикла сформулированы самым простым способом, это те вопросы, которые людей интересуют априорно. Людям почему-то хочется знать, кто жил на их земле 1000 лет назад, им почему-то хочется знать, кем были их предки, и как появилась страна, где они живут. Россия очень специфическая страна в культурном смысле и собственно культурой у нас, наверное, гордятся, как ни в одной другой стране.
Олег Коронный, редактор просветительского сайта Arzamas.academy: Что касается литературы, то смотрите, — вы задали вопрос, как привлечь людей в провинции, мне кажется, что здесь работают примерно одинаковые механизмы как и, например, в Москве. В случае с литературой — интерес может идти еще со школы. У нас, на самом деле, почти все люди если уж не читали, то знают ключевые имена, произведения. Все это вкладывается со школьной скамьи, все это знакомо и, поэтому полезно и здорово сходить на бесплатную лекцию в удобном ДК.
Юлия: В Москве и Питере есть высокий запрос на просветительские и образовательные мероприятия. Мы решили дать и тольяттинцам такую возможность, как оказалось заинтересованных много, лекции собирают по 300-400 слушателей. Конечно, в итоге мы хотим, чтобы наш слушатель после интересной лекции пришел домой и открыл книгу любимого писателя.
Кирилл, вы были лектором поэтического «оркестра», который привлек большое количество тольяттинских поэтов. В Тольятти активно развивается поэтическое течение, есть даже несколько поэтических объединений. Почему поэзия стала сейчас особенно популярным занятием среди широкой аудитории?
Кирилл: Действительно поэзия сейчас супер разнообразна, в том числе, за счет появления возможностей – слотов. Ты можешь быть одним или с твоим хорошим другом внутри слота и не мешать друг другу, дружить с людьми. Это как стать готом или скейтером.
Олег: Да, кроме того поэзия объединяет и тех, кто любит думать и тех, кто любит чувствовать. Это близко к 100% людей. Люди тянуться к самовыражению. Поэзия самый не затратный способ.
Успех Полозковой и Астахова как-то на это повлиял?
Олег: Подчеркну, что успех не очевидный, потому что я не знаю вторую фамилию, которую вы назвали.
Кирилл: То, что ты не знаешь эту фамилию, говорит об очень сильном расслоении. Трудно сказать на самом деле, я не знаю где причина, а где следствие. История литературы показывает, что всегда были «поэты поп-звезды», которые потом просто уходили в забвение с течением времени.
Юлия: И были звезды, такие, что у всех на слуху и все прекрасно, но их никто не помнит. Сейчас все помнят Пушкина, Пушкин наше все.
Хорошо, тогда другой вопрос, как стать великим вот прямо сейчас, великим поэтом?
Олег: Иметь классный музыкальный голос и классную обложку.
Юлия: И найти красивую девушку, которая споет.
Какие впечатления у зрителей от литоркестра?
Юлия: Люди, готовые воспринимать новый взгляд на привычные со школы имена, получают массу удовольствия и приходят в следующий раз. А те, кто хотел прийти и услышать в очередной раз стандартный текст из учебника про Пушкина или Чехова, то конечно — печаль и разочарование, но не для них мы делаем это проект. Молодежь, которая приходит, — в восторге. Сейчас мы переживаем этап, когда доступны разные мнения. Сейчас люди на старые вещи смотрят по-новому.