Уже достаточно давно мы рассказываем о том, как заниматься предпринимательством в Тольятти, показываем примеры успешного строительства собственного бизнеса. Теперь настала пора отговорить людей от стартапа.
1. Вы ничего не знаете о выбранном деле
Чтобы открыть ресторан, не нужно смотреть сериал «Кухня». Стоит пойти и хотя бы месяц поработать официантом. Идеальный вариант для тех, кто никуда не торопится, — дослужиться от посудомойки до управляющего, и только потом уходить в собственный бизнес. То, что знают обыватели о любом виде деятельности, для профессионала — верхушка айсберга. Человек с опытом точно знает, какая глыба скрывается в океанских водах.
2. Вам важен социальный пакет и статус
Мелкий предприниматель может зарабатывать сто тысяч в месяц, но он никогда не сравнится по статусу с наемным директором предприятия. В России очень развит культ начальника. Его атрибуты: секретарша, кабинет с приемной, служебный автомобиль и еще целый список социальных благ. Такого у предпринимателя, особенно если мы говорим о мелком бизнесе, может не быть вообще никогда. Другая важная деталь. Если ваша корпоративная медицинская страховка покрывает расходы на лечение астмы и необходимое протезирование зубов, глупо ее лишаться.
Собственное дело не дает 100% гарантии, что у вас хватит денег на врачей.
3. Вы не представляете, как масштабировать бизнес
Для того чтобы из мелкого предпринимателя превратиться в счастливого обладателя машины с водителем и кабинета с приемной, нужно зарабатывать не «чистыми сто в месяц», а миллион, и иметь разветвленную сеть филиалов в городах России. Иметь план, предполагающий логичную и стройную модель масштабирования бизнеса, нужно уже на этапе открытия первого магазина, ресторана или салона ногтевого сервиса. Если у вас его нет, вы обречены на вечное пребывание в графе «самозанятость».
4. Вы не готовы работать 365 дней в году
У всех начинающих предпринимателей существует неискоренимое ошибочное мнение, что свое дело — это инструмент пассивного дохода. Хозяин какой-нибудь венской булочной встает в пять утра заводит тесто, выпекает булки, проводит влажную уборку, выносит на веранду столы и стулья, а потом надевает передник и становится за прилавок, чтобы обслуживать посетителей. Он это делает, потому что нанимать персонал очень дорого. Вам заниматься тем же самым нужно будет, потому что наемный работник точно сделает все хуже вас (он ведь не хозяин бизнеса), скорее всего пробьет что-нибудь мимо кассы и будет очень слабо мотивирован к труду.
Так что на первых порах в собственном бизнесе будете работать только вы, а посвящать ему придется все время. Считайте, что это ваш ребенок. Как вы сможете его оставить одного и уехать в отпуск? Он ведь не Маколей Калкин.
5. Вам трудно увольнять людей
А делать это придется гораздо чаще, чем вы можете себе представить. Если вы считаете, что все вокруг прекрасны и чисты в намерениях, прямо как вы, то собственный бизнес — самый прямой и короткий путь к разубеждению. Предприниматель как-то раз нанял благообразную пожилую даму торговать сладкой ватой в киоске в детском парке. Новой сотруднице было сразу объяснено, что ее рабочее место хорошо просматривается IP-камерой, а учет сырья ведется более чем строгий. Итог первой смены — почти три десятка порций ваты, проданных мимо кассы. Если с таким сотрудником вовремя не расстаться, он начнет зарабатывать на вашем бизнесе больше вас самих.
6. В вас нет усидчивости
Чтобы вас не обворовали собственные сотрудники, не накрыла налоговая, не было проблем с арендодателем и бухгалтерией, нужно заниматься ведением строгого учета сырья, доходов и расходов, создавать и вести рабочие графики персонала и держать в голове тысячу и одну цифру помимо совсем очевидных. Кроме того, все эти цифры нужно тщательно анализировать, чтобы сделать собственный бизнес более прибыльным и клиентоориентированным. Все это смогут сделать за вас программы автоматизированного учета, но даже ими нужно уметь пользоваться.
Так что если математика и логика для вас темнее и непролазнее сибирской тайги, то лучший вариант — строить корпоративную карьеру.
Внутри большого предприятия можно не работать и укрываться от собственных должностных обязанностей годами. Самому себе долго врать не выйдет. Длительная прокрастинация и нелюбовь к внезапной инвентаризации запасов могут вылиться в недостачу на несколько десятков тысяч рублей и закрытию бизнеса.
7. Вы не готовы рискнуть всем
Притча про инвестора и стартапера: первый неожиданно спросил у второго прямо посередине яркой презентации о машине, на которой будущий большой предприниматель приехал на встречу, и квартире, где он живет:
Почему ты не готов все это заложить и открыть собственное дело?
На этом презентацию можно было считать проваленной. Ответьте себе на тот же вопрос и перестаньте ныть по поводу отсутствия денег — или отправляйтесь на работу.