Оказывается, в Тольятти есть художница, которая, по сути, открыла новую школу живописи. Алёна Пешкова четыре последних года рисует «типические портреты» тольяттинцев, на которых при этом совершенно нет людей. Расспросили художницу о том, что это за «портреты» и в чем их «типичность». Также, все о вдохновении, умении рисовать и «портретном буме».
Как ты стала художником и почему поступила на экономиста?
— Когда я училась в начальной школе, у многих ребят уже были увлечения: у кого танцы, у кого футбол. Так и моя подруга Саша не исключение. Она занималась в художественной школе. Дома у нее были большие яркие рисунки, я всегда просила посмотреть их. Саша, заметив мой интерес, позвала меня на открытие выставки картин преподавателей художественной школы, в которой она занималась. Это было нечто! Я смотрела на картины преподавателей и учащихся восхищенным взглядом. Вот тогда и родилась мечта научиться рисовать. Многие думают, что если у них нет врожденного таланта, то им никогда не научится изображать природу, людей, предметы, карандашом и уж тем более красками. «Глупость»,- скажу я вам. Художественная школа научит всех. После окончания общеобразовательной школы встал вопрос: «Куда и на кого поступать. Веря в миф, что художники бедные, я определила для себя приоритет — поступить на экономиста, к тому же с математикой я всегда дружила. Но на втором курсе поняла, что главное — заниматься любимым делом, тем, что действительно по душе. Я решила доучиться, потому что если ты ставишь перед собой цель, ее нужно непременно добиться. Сейчас я получаю образование, которое уже напрямую связано с искусством.
Что тебя вдохновляет?
— Меня вдохновляют окружающие люди. Они все абсолютно разные, каждый красив по-своему. Мне кажется, что любой портретист немного похож на Шерлока, которого сыграл Бенедикт Камбербэч. Где бы я ни находилась: в магазине, университете или в общественном транспорте, всегда заостряю внимание на выражении лиц, мимике, жестах, блеске глаз окружающих людей. Для меня важно угадать, чем эти люди занимаются, о чем думают, почему они здесь, придумываю для каждого свою историю, и рисую так, чтобы потом эту историю мог прочесть зритель.
Говорят, что жизнь в Тольятти не способствует вдохновению.
— Нет, это абсолютно не так. Город вдохновляет даже красотой природы вокруг. Никто не останется равнодушным, увидев Жигулевские горы и Волгу. Если у меня нет настроения писать картины, я просто выхожу гулять по улицам родного Комсомольского района. Мой район прекрасен. Иногда даже, кажется, что его населяют какие-то особенные люди. Вот так гуляю, и муза приходит.
Расскажи о твоей серии «Типических портретов».
— Как я уже говорила, я всегда стараюсь передать историю человека, которого рисую. Нарисовав уже порядка семисот портретов, я поняла, что люди, разумеется, индивидуальности, а вот история может быть у многих общей. Это похоже на плакат, на котором изображена семья безмятежных отдыхающих, а вместо лиц прорези, чтобы каждый мог выглянуть из этой картины. Такие очень любят ставить на курортах и требовать деньги за фото. Еще мне всегда было странно видеть выдачу поисковиков, которые по запросу «рабочий АВТОВАЗа» непременно показывают конкретного человека. Мне кажется, что этот человек довольно абстрактен, на самом деле. Вот эти две противоположности я и попыталась слить воедино, когда рисовала серию «Типических портретов». Парадоксально, но на этих портретах нет людей. Поэтому многие смогут подставить на них себя, увидеть свою профессию чужими глазами. Также, когда я смотрю на людей, то ощущаю себя немного Пифией из «Матрицы», потому что могу примерно представить и их дальнейшую судьбу. Не каждый штришок, конечно, но какие-то общие детали. В серии «Типических портретов» мне важно было показать и это. Сейчас, ведь очень модно говорить о будущем города, а оно как раз в этих людях и есть. Важно, чтобы горожане смогли посмотреть на себя со стороны. Только так можно увидеть недостатки и достоинства, что-то изменить. Эти портреты я рисую уже четвертый год, но их пока меньше десяти. Для меня здесь главное – увидеть что-то общее и максимально достоверно это передать, так чтобы у каждого зрителя наступил момент пронзительного узнавания себя.
Подожди. Как на портретах не может быть людей?
— Я ведь пишу типичные портреты многих тысяч людей, которые объединены чем-то общим, например профессией. Конкретное лицо будет только отвлекать зрителя. Для меня важно собрать определенный набор ярких стереотипов, визуально гиперболизировать их так, чтобы получившийся «портрет» непременно вызывал реакцию, дискуссию. Вот как ты, например, представляешь типичного вазовца? Что его ждет в будущем? Как он живет? О чем мечтает? Мне хотелось показать всех этих людей в одном «портрете». Поэтому я и пишу каждый такой «портрет» долго, на самом деле, это очень сложно – подобрать яркий образ.
Знаю, что ты сейчас пишешь и портреты известных тольяттинцев.
— Тренды развитию города, на мой взгляд, задают совершенно конкретные люди и их довольно мало. Многие из них являются своего рода «серыми кардиналами». Я очень хочу, чтобы город этих людей увидел. Может, мне удастся показать, о чем они думают, что планируют. Да и мне самой очень интересно познакомиться с теми, кто делает Тольятти.
Написание портретов сейчас стало почти также востребовано, как фотографирование. Ты часто пишешь на заказ?
— Портрет всегда был запоминающимся подарком на долгие годы. Сейчас мода дарить портреты вернулась. Я пишу на заказ, обычно ко мне приходят целенаправленно, но бывает, что и в последний момент, когда уже не знают, что подарить на Новый год, День рождения или 8 марта. Всегда стараюсь выполнить работу быстро, но так чтобы на качестве это никак не отразилось. Портретистов, действительно, сейчас стало почти также много, как фотографов. Профессиональной ревности по этому поводу не испытываю, потому что знаю, что меня рекомендуют своим друзьям довольные обладатели портретов, которые я написала. На мой взгляд, это лучшее признание моего таланта.
Расскажи о своих ближайших творческих планах.
— Мне предложили выставить «Типические портреты» в галерее в Санкт-Петербурге. Сейчас мы утрясаем последние формальности и заканчиваем переговоры по этому поводу. Разумеется, мне бы очень хотелось показать свои работы тольяттинцам. Думаю заняться этим в следующем году. Также я заканчиваю магистратуру по профилю «Педагог изобразительного искусства», в планах открыть свой кружок рисования, а затем центр развития детей. Потому что мне всегда нравилось не только рисовать самой, но и учить этому других.