Сезон катания на велосипедах уже смело можно считать открытым. В этой связи мы решили разузнать, где и как катаются горожане в Автограде, какие маршруты для велопоходов есть в окрестностях города и, как в Тольятти совмещают культурные мероприятия и велопрогулки.
О том, в каком состоянии сейчас находится местное велосообщество, сколько людей катается на велосипедах, как много в городе велопарковок и велопрокатов, мы поговорили с известной велоактивисткой, создательницей группы «ВелоТольятти» Натальей Козловской.
Из велосипедиста в велоактивисты
Я катаюсь на велосипеде я всю жизнь. Постепенно велопрогулки по парку и городу надоели, захотелось осваивать новые пространства и как-то «расти» — в километраже, в новых впечатлениях… А, не зная маршрутов, местности, без опыта ехать куда-то далеко за город было страшновато. Тогда я начала искать что-то дружески настроенное в интернете и обнаружила форум клуба «ВелоСамара», покаталась несколько раз с ними.
Стала искать что-то подобное тольяттинское и была разочарована — у нас в городе, оказывается, никто не занимался ни организацией велопоходов для новичков, ни городских покатушек. Было немного спортивного, немного походного, но не то. Тогда я поняла, что нужно брать дело в свои руки. А поскольку моему поколению соцсети типа «ВКонтакте» ближе и роднее, чем форумы, то создала группу и стала активно ее вести. Сейчас ей уже четыре года и она насчитывает 4000 участников.
О первом велосипеде
Первый велосипед был четырехколесный «Мишка». Потом — «Школьник». Потом — «Кама». Затем дико тяжелый и неуклюжий украинский «внедорожник», МТБ, как сейчас говорят. Затем я созрела для покупки нормального велосипеда, им стал GT Avalanche 1.0, на котором я проездила уже 10 лет и продолжаю ездить и сегодня. А два года назад в мой велопарк добавился собранный под меня велосипед для быстрых однодневных поездок на карбоновой раме.
По нашим подсчетам, основанным на опросах, не менее 10 тысяч человек в Тольятти активно катаются, более 30 тысяч — имеют велосипеды.
О безопасных местах для катания
Если человек знает правила дорожного движения, то согласно ПДД он должен двигаться на велосипеде по автомобильной дороге. Это относится к людям старше 14 лет. Более юные велосипедисты должны ездить по тротуарам. Так вот, со знанием и выполнением ПДД езда по тольяттинским автодорогам вполне безопасна. Исключение составляют часы пик, оживленные кольца и участки дороги с совершенно убитым асфальтом. Например, лично для меня, безопаснее не проезжать в одиночку кольцо до второго или третьего съезда, а перейти пешком по пешеходному переходу. Также я не езжу, особенно в одиночку, через ГЭС или по М5. На ГЭС асфальт напоминает распаханное поле, а на М5 такие скорости и заносы у несущихся фур, что становится страшно.
Если же велосипедист не знает ПДД, неуверенно чувствует себя рядом с автомобилями, то ему лучше ехать по карману, дублеру, в крайнем случае, по тротуару. В крайнем случае — так как скорость велосипедиста значительно превышает скорость пешехода, и тут уже мы кажемся опасно несущимися мимо. Тольяттинское ГИБДД с пониманием относится к велосипедистам на тротуарах. Я не припомню случаев штрафа за такую езду.
О Тольятти, как лучшем городе для велосипедистов
Тольятти — город свежепостроенный. Если сравнивать его с Москвой, Самарой, Симферополем, Сочи — он просто создан для велосипедистов. Широкие дороги, широкие тротуары, благодаря последнему ремонту дорог — заниженные съезды с тротуаров, множество велопарковок и перил для пристегивания велосипеда. Я сама и многие мои знакомые с апреля по октябрь совершенно не пользуются общественным транспортом, или машиной для езды по городу — только велосипед. На работу, в магазин, в поликлинику, в банк — везде, как правило, есть возможность пристегнуть велосипед.
Тольятти гораздо удобнее для велосипедов, чем многие и многие города России.
По времени у меня проезд на велосипеде сопоставим со скоростью маршрутки: из Комсомольского района до Московского проспекта я доезжаю за 40 минут, только при этом не приходится сидеть в грязном тесном салоне и слушать хамские беседы водителей с пенсионерами. Конечно, хотелось бы велодорожки, завышенные тротуарные переходы через дорогу (а не тротуары, заниженные при пересечении автодороги), но будем смотреть в глаза российской реальности – в Тольятти это будет не скоро.
О велопарковках
В городе более 100 велопарковок, а также много их альтернативных вариантов — ограждения, перила… Ставить около своего заведения, кафе, организации велопарковку или нет – решение каждого конкретного директора. Надеюсь, он при этом учитывает, что тысячи велосипедистов из двух соседних кафе выберут то, у которого стоит велопарковка.
Об отсутствии в городе муниципальных велопрокатов
Если мы говорим о сети государственных велопрокатов, то это вопрос из серии, почему все налоги уходят в Москву. Потому что. И поэтому там можно тратить деньги на плитку, украшению города к новому году, новые фонтаны и — почему бы и нет — велопрокат. Также и Казань обзавелась своим городским велопрокатом лишь к Универсиаде, когда пошла мощная закачка федеральных денег. В Тольятти на это бюджетных денег банально нет. А частные велопрокаты существуют и успешно работают. Их список в есть в нашей группе.
О велоинфраструктуре, которой не хватает Тольятти
Крайне необходимо каким-то образом наладить обучение велосипедистов ПДД. Что это будет: школа для велосипедистов, клуб, которому будет помогать мэрия — не важно. А пока что люди покупают велосипед, выезжают на дорогу, и их сбивают. Оказывается, для велосипедистов тоже есть ПДД, но кто бы им сказал об этом…
Еще одна проблема — питьевая вода. Раньше в каждом парке были питьевые фонтанчики — сейчас даже колонки с питьевой водой в Центральном районе спиливают одну за другой. Про отсутствие сети общественных туалетов я уже молчу — это общая беда, не только велосипедистов.
Велоинфраструктура подразумевает также велодорожки (их в Тольятти аж одна и в ужасном состоянии), велопарковки — вроде бы в достатке, но чем больше, тем лучше, велополосы — есть одна, еще в режиме тестирования нарисовали в 2015 году по Московскому проспекту, она радует глаз припаркованными на ней автомобилями. На появление в ближайшие годы велодорожек и велополос я смотрю весьма пессимистично: пока у власти в Тольятти не появится сторонник велодвижения, ждать каких-то резких подвижек в этой сфере вряд ли придется.