В рамках новой рубрики «Своими руками» TTR рассказывает об интересных примерах тольяттинского малого бизнеса. Героиня сегодняшнего выпуска — основательница кондитерской «Ля Печь» Екатерина Плетнева.
Несколько лет назад Екатерина окончила вуз и стала дипломированным инженером по охране труда. Вместо того, чтобы охранять труд, девушка устроилась следить за качеством автомобилей Renault, а позже перешла работать в отдел закупок концерна. Успела Екатерина поработать и по специальности. Все это время девушка понимала, что не хочет всю жизнь заниматься тем, что делает. Два года назад Екатерина решила открыть домашнюю кондитерскую и печь торты:
— Мой молодой человек все время жаловался, что я готовлю ему из выпечки только шарлотку. На его день рождения я решила испечь большой торт. А когда приготовила, поняла, что нужно упаковать его в пластиковую коробку, как у фабричного. Диме торт очень понравился, и он предложил мне попробовать печь и продавать такие торты под заказ. Сначала казалось, что все начиналось буквально на спор, со слов «а давай попробуем», но сейчас я понимаю, что уже тогда, в самом начале, у меня было четкое преставление, чем станет эта почти спонтанная затея.
Главное отличие тортов «Ля Печь» от остальных «заказных» кондитерских изделий – использование только натуральных ингредиентов. Екатерина говорит, что их торты «такие же, как печет мама». Для того чтобы выделиться из общей массы кондитеров, решено было украшать торты не фигурками из мастики, как это делали все остальные, а свежими ягодами и цветами:
— Поначалу нас воспринимали очень по-разному. В городе мы были первыми, кто решился отойти от мастично-марципановых канонов. Однако сначала к нам пошли заказчики, потом нас разглядели другие кондитеры, и украшение тортов цветами и ягодами превратилось в тренд. Забавно сейчас наблюдать, как те, кто вступал в нашу группу во «ВКонтакте» два года назад, начинают только сейчас заказывать торты.
В самом начале заказы поступали нерегулярно. Екатерина умудрялась работать на основной работе и успевать печь торты. Потом готовить приходилось все больше и больше, и около года назад девушка решила, что кондитерская станет ее основным занятием. Дома пришлось выделить отдельное помещение для того, чтобы заниматься готовкой. Молодой человек стал помогать с закупкой товаров и развозом готовой продукции. Два месяца назад пришлось найти помощницу, чтобы справляться с возросшим объемом заказов. На данный момент «Ля Печь» производит несколько десятков тортов в месяц:
— В основном торты заказывают по какому-нибудь поводу, чаще всего это день рождения. Бывает, что торт просят, когда ребенку исполняется месяц, два, три. Недавно у меня была клиентка, которая заказала торт. Через два дня она перезвонила, сказала, что мужу он очень понравился, и они хотят заказать еще один. Число постоянных клиентов растет. Сейчас их уже практически половина.
В кризис Екатерине пришлось значительно увеличить стоимость изделий. Сейчас цена торта без украшений стартует от 1340 рублей, а украшенный ягодами будет стоить 2090 рублей. Девушка смеется и говорит, что сдачу в десять рублей они дают всегда. Модная тема с импортозамещением пока слабо коснулась бизнеса Екатерины:
— Мне звонят и пишут много отечественных предпринимателей, которые занимаются изготовлением аналогов продукции европейских брендов. Например, мы недавно общались с производителем сыра «Маскарпоне» из Челябинска. Никто из таких производителей пока не прислал образцы продукции. Сейчас на рынке есть все необходимые ингредиенты для тортов. Бизнесмены умудряются ввозить все нужное по каким-то немыслимым схемам. Да, все стало заметно дороже, но у меня есть заказы от постоянных клиентов. Так что я не могу спрогнозировать, скажутся ли санкции на спросе на торты.
Девушка не считает своими конкурентами крупные кондитерские предприятия, а мелких кондитеров Екатерина уже не боится — за два года работы, как бы парадоксально это не звучало, «Ля Печь» стала самой крупной среди мелких кондитерских. Екатерина особенно отмечает усилия местных кафе-кондитерских с собственным ассортиментом порционных тортов и пирожных. Однако, по ее мнению, такие заведения также с ней не конкурируют:
— Кафе-кондитерские формируют спрос и тенденции на «сладком» рынке, соответственно, и на наши тортики тоже. Мы начали замечать, что многие тортики из домашних кондитерских стали похожи на те, что мы делаем. И это здорово. Сначала я относилась к этому очень трепетно, а потом поняла, что конкуренция наоборот подстегивает тебя делать что-то новое и интересное. Теперь я даже рада, что все новые и новые люди присоединяются к нашей «бисквитной тусовочке».
В планах у Екатерины открытие полноценного небольшого кондитерского цеха и найм персонала. Девушка хочет, чтобы у нее появилось больше времени для обдумывания и формирования стратегии развития бренда. Скоро «Ля Печь» запустит абсолютно новый для тольяттинского кондитерского рынка продукт. Екатерина отказывается раскрывать карты и называть конкретные даты, однако намекает, что это будет принципиально новое оформление тортов. Также девушка хочет организовать доставку тортов и сладостей по аналогии с доставкой роллов и пиццы.