Современное театральное искусство выходит далеко за рамки традиционных буфетов с шампанским и длинных антрактов. ТеатрForm, который Юлия Голованова создала в Тольятти, не похож на наши очевидные преставления об этом искусстве. У него нет красного занавеса, старушек-гардеробщиц, даже собственного помещения, зато за два кратких года своего существования труппа уже успела побывать на фестивале в Германии и получить номинацию. Сегодня мы поговорили с Юлией Головановой о современном театре, эротическом перфомансе, тольяттинском зрителе и страхе стать Карабасом-Барабасом.
Чем вы занимались до того, как основали театр?
Всё началось в детстве, когда я попала в театр «Вариант», это альма-матер, мой родительский дом. Именно в «Варианте» я поняла и осознала, что театр для меня — важная часть жизни. Я всегда была человеком театра: играла, писала пьесы, какие-то были успешными, и всё это было фундаментом, на котором сейчас вырастает ТеатрForm.
Как вы поняли, что хотите заниматься театром?
На самом деле я не переставала заниматься театром, если я не играла, то писала для театра, анализировала, насматривала, изучала. Честно говоря, я пыталась уйти в другую деятельность и уходила, но всегда на короткое время. Без театра никак…
Расскажите о том, как был основан театр?
Театр был создан случайно в ноябре 2014 года. Теперь я понимаю, что всё к тому и шло, но я не строила никаких планов, я просто начала осуществлять свои давние задумки, стала работать, и всё сошлось и состыковалось само собой.
Мы (вначале нас было пятеро) понятия не имели, что из этого может получиться, но остановиться уже не могли.
Появился Отдел современного искусства, где мы много и усердно работаем и сейчас… И из названия на один вечер ТеатрForm стало именем, негромким, но таким, о котором говорят не только в нашей стране.
Легко ли совмещать обязанности директора и режиссера театра?
В английском языке директор и есть режиссёр. Но если честно, в нашем театре нет такой должности, как директор. Я, конечно, выполняю какие-то директорские функции, но это несложно и не отвлекает, потому что все участники занимаются театром в равной степени. Мне не тяжело, у нас отличная команда, ведь театр – это прежде всего люди, и тут мне очень повезло.
Как вы набираете актеров?
Актёры приходят сами. Сначала это просто интересные люди, которые хотят играть в театре, но наш формат подразумевает много интенсивной и напряженной работы, после которой происходит то, что делает из человека актёра.
Раз в полгода мы проводим набор в театр. Мы берём всех, это принципиальная позиция.
Если человек пришёл к нам, чтобы заняться искусством, чтобы работать — я не могу запретить, наши двери открыты, если он пришёл покривляться, то сам поймёт, что тут ему не место. Мы действительно очень много работаем, но это приносит свои плоды. Кстати, в феврале мы снова открыли двери для всех желающих, любой может прийти к нам и стать частью команды.
Кто подбирает пьесы, которые вы будете играть?
До последнего времени материал, над которым работал ТеатрForm, выбирала я. Теперь всё по — другому, все растут, сейчас абсолютно каждый участник готовит собственную режиссёрскую работу. Хороший пример подала Алёна Бударина, которая поставила совершенно честный пластический спектакль «Inside. Человек любящий». В ближайшее время мы покажем его 11 февраля в пространстве Тольяттинского художественного музея в рамках межрегиональной выставки «От авангарда к авангарду. Структурированное искусство конца XX – начала XXI веков».
Вы называете свой театр независимым и экспериментальным. От кого он независим и с чем вы экспериментируете?
Полное имя театра – независимый экспериментальный театр «ТеатрForm». Первые пять месяцев со дня рождения театра расставили всё на свои места, и перед фестивалем «Театромагия» нужно было определиться, какой же мы всё-таки театр.
Независимым театр назвали потому, что он независим (а для меня это важно) от какой-либо дирекции, дома культуры, муниципалитета.
Мы делаем то, что считаем нужным, сами поддерживаем своё искусство коммерческими проектами, от которых, конечно, не отказываемся, сами выезжаем на фестивали, и наш репертуар не зависит от муниципального заказа, от количества купленных билетов, от обязательств перед «рукой дающей». Вот почему независимый. А экспериментальный – тут всё просто. Мы делаем спектакли необычного формата, работаем с формой и языком, любим пластику, слово, поэзию, не всегда гуманную и современную драматургию. С таким набором пристрастий, мы точно экспериментальный театр.
Недавно, как нам известно, вы делали эротический перформанс. Считаете ли вы его успешным? Готов ли город к такого рода постановкам?
В ТеатреForm нет такого перфоманса. Если имеется в виду «Речкой течь», то мы пока отложили этот закрытый показ по разным причинам. Это очень близкая сердцу работа, которой мы отведем специальное время. Но, я могу сказать, что эротики в привычном понимании там не заявлено, она присутствует в тексте. В любом случае этот перфоманс не будет из разряда «шокотерапии», разве что для очень нежных людей.
Много ли у вас зрителей в Тольятти?
Театру год с небольшим, и зритель наш ещё формируется, так же, как и мы. Сейчас на спектакли, перформансы и читки ТеатраForm приходят разные люди, но уже есть постоянный зритель, и это очень радует. В Тольятти не слишком активный и многочисленный зритель, наверное, это проблема наших театров, но нам хватает, ведь формат наших спектаклей предполагает не более 50 зрителей.
Считаете ли вы свое искусство элитарным, или оно доступно пониманию массового зрителя?
Наверное, мы работаем на стыке массового и элитарного, должен же быть какой-то промежуточный слой. Мы не отрицаем массовую культуру, но всё же не хочется иметь с ней много общего.
Расскажите о фестивальных успехах театра.
У нас за плечами два международных фестиваля, один был в Самаре, другой, с которого мы недавно вернулись, в Германии. Ощущения от выступлений на фестивальную, насмотренную аудиторию, непередаваемое. Актёры возвращаются более сильными, более чуткими. Нашу Регину Рахманову на фестивале «Kultur on Tour» в Бремене номинировали на лучшую женскую роль, для нас это было огромной честью, но за этим стояло много работы.
Спектакль «Предназначено на слом», который мы показывали в Бремене, можно будет посмотреть 20 февраля в Отделе современного искусства.
Как вы будете развивать театр? Чего от вас стоит ждать в самое ближайшее время?
Мы просто не будем останавливаться. Развитие ТеатраForm в продолжении поиска новых форм, нового языка, мы будем ставить, играть, смотреть, слушать, анализировать, учиться, учить, требовать от себя большего в плане театрального искусства. Если соблюдать это, то остальное придёт само.
Складывается впечатление, что вы авторитарный руководитель. Не боитесь превратиться в Карабаса-Барабаса?
Не знаю, у кого и по какой причине могло сложиться такое впечатление. Я не боюсь, и не стану Карабасом, потому что вся концепция ТеатраForm противоречит концепции театра кукол Карабаса–Барабаса. Выражение «авторитарный руководитель» мне как будто даже льстит, но я не могу с ним согласиться, оно не про меня.