Екатерина Крутикова — обладательница одной из наименее женских профессий. Она — сотрудник пожарной команды. Автор TTR Елизавета Носова расспросила девушку о том, каково это – спасать людей, работать в мужском коллективе и «входить в горящую избу» почти каждый день.
Как ты стала пожарницей?
Это моя мечта с детства. Точнее, я всегда хотела помогать людям. Уже позже в сознательном возрасте стала рассматривать соответствующие профессии. Как видите, выбор пал на пожарного. И вот я уже три года учусь на эту специальность и больше года работаю в данной сфере.
Работала ли ты в более женственных сферах?
Да, я была одно время парикмахером, но мне совершенно не понравилось эта работа. Я, хоть и человек боязливый, стеснительный, но со стержнем внутри, и мне надо постоянно проверять его на прочность. Из-за этого и ушла в спасатели.
С какими трудностями ты сталкиваешься на работе?
Слышишь, какой у нас в пожарной части шум и гам? Да, ты, наверно, в шоке, как здесь можно работать, а я привыкла, не до этого стало, спокойно могу находиться тут несколько дней кряду. Я спортсменка, поэтому приучена мириться с неприятными условиями и повышенным стрессом. Еще у меня были и травмы, и переломы, и ожоги, но я совсем не люблю говорить об этом.
Каково это — тушить пожар?
Мой первый вызов был год назад. Тогда было немножко страшно. Шучу, очень страшно, но я поборола себя, и это оказалось даже интересно. После этого выезды стали уже не так волнительны. Теперь это стало моим смыслом жизни. Но есть и то, что меня бесит в моей работе, например, ложные вызовы. Каждый день очень много заявок и почти половина из них ложные. Мы стараемся для людей, спешим, приезжаем, а на месте нет ни пожара, ни хулиганов, что нам позвонили.
Как к твоей работе отнеслись друзья и близкие? Осуждали ли тебя?
Всем, в принципе, было все равно, кроме моих родителей. Они никак не ожидали, что я выкину такое. Хотели, чтобы дочка стала врачом, но химия не была моим любимым предметом, да и желания были другие. Не им же, в конце концов, за меня жить. А близкие друзья были в шоке, не понимали, как я на такое решилась вообще, но осуждать – не осуждали, только подшучивали иногда. Хотя, припоминаю, было пару негативных слов сторону моего профессионального выбора, но я даже слушать не стала. Неинтересно мне чужое мнение.
Сложно ли быть в постоянном напряжении?
Я сама выбрала эту профессию, и я знала, на что подписываюсь, мой дядя работает в МЧС. Но, знаешь, в детстве я была такой трусихой, боялась буквально каждого шороха, постоянно пряталась за маминой юбкой. Что такое «спокойно жить» я и не знала. Но в какой-то момент сказала себе: всё, хватит, пора с этим что-то делать. Так решила выбрать что-то опасное. К тому же, не смотря на страх, я очень люблю рисковать, обожаю, когда кровь кипит от переизбытка адреналина. Вот такой вот парадокс.
Много ли женщин в коллективе? Как к вам относятся мужчины?
Всего у нас около 30 человек в штате, пять из них женщины. Коллеги общаются с нами, как с обычными сотрудниками, на равных. Недоумевают скорее свидетели нашего приезда на место пожара, смотрят во все глаза, как будто я не девушка в спасательной униформе, а чудо какое-то.
Есть ли у тебя единомышленницы, которые стремятся к такому же образу жизни?
Нет, все только слушают, разинув рот, истории с практики и жалеют. Почему? Так у нас же ритм жизни бешеный. Например, сегодня я начала работать в 8:00, потом вечером часовой перерыв и еще 12 часов. Сплю я в среднем 2-3 часа и это для меня норма. К тому же бывают тяжелые рабочие дни, когда тушишь огонь по несколько часов.
Твоя работа приносит тебе удовольствие?
Сложно, наверно, поверить, но мне моя работа нравится, ведь это мой выбор, никто меня не заставлял. К тому же я альтруист до мозга костей, так что, думаю, нашла свое место в жизни.