В нашем городе год от года становится все больше людей, которые начинают писать стихи. Мы попросили рассказать наиболее интересных представителей молодой поэтической волны о том, откуда берется их вдохновение.
Виталий Балашов
Я всегда считал, что «вдохновение» — это отмазка, которой, так называемые, «люди искусства» маскируют свою лень. Мол, не могу работать, пока не прилетит розовая фея и не шарахнет меня волшебной палочкой по голове. Ерунда это всё. Во-первых, фея в таком случае была бы с прокуренным голосом, в рваных джинсах и бутылкой крепкого в руке. А во-вторых, поэт, который не пишет в ожидании её, далеко не уедет, потому что она – гость нечастый.Это не значит, что следует бездумно штамповать стихотворения одно за другим, словно на конвейерном производстве. В таком случае, безусловно, набивается рука, но мельчает мысль. А мелких мыслей и так хватает, я сам иногда этим грешу.
Если приоткрывать дверцу творческой кухни, то у меня дела обстоят так. Сначала в голове вспыхивает искра. Это может быть ключевой образ, интересная метафора или даже целая строка. И уже от нее начинает разгораться всё остальное. Зачастую я сам не знаю, о чем в итоге напишу. Если выстраивать идею, план, мол, в этой строфе случится то-то, а в этой – то, то такой метод, по крайней мере, у меня, обречен на провал. У меня не получается соблюдать какие-то рамки. Мысль и язык сами ведут руку, и я им доверяю больше, чем творческим задумкам. Я – лишь инструмент, если говорить грубо.
Ну, а если всё-таки вернуться к пресловутому вдохновению, то к творчеству меня толкают люди и их поступки. Лучшую книгу вокруг нас пишет сама жизнь, и в ней можно отыскать неисчислимое количество сюжетов. Безусловно, проходя через призму авторской мысли, они преображаются, гиперболизируются, что-то выносится на первый план, что-то, наоборот, оттеняется. Довольно долгое время меня вдохновляют человеческие страдания, чужие и – куда без этого – свои. Ну, а в результате творчества получается нечто бесполезное, как и всё красивое. Или некрасивое, но пользы от этого тем более не прибавится.
Я им серьезно так, значит, и говорю:
— Вот вы зубоскалите, а я горю.
До сих пор горю, а она не горит, понимаете?
Она уже всё, финиш хим, фаталити,
а я горю, подобно убитому сентябрю.
Я твержу им настырно, что мне паршиво,
что ни бог, ни аллах, ни шива,
ни тем более я — не видели сей красы.
А они говорят:
— Не ссы!
Херня это всё, мужик.Ну-ка, пошли по пиву.
И весь вечер глядят и галдят упрямо:
— Да пусть удалит хоть все фотки из инстаграма!
Пусть даже ее вопрошает мама,
почему запропал вон тот,
что цветы носил и часами висел на трубке?
Все равно не найдет ответа, хоть оземь рухнет.
— Да хер его, маменька, разберет.
Ксения Оруджова
Вдохновение — штука таинственная. Сложно сказать наверняка, есть оно или нет. Обычно творчество рождается больше трудом, чем каким-то чувством.
Но иногда, прочитав книгу или увидев фильм, зарождается какой-то сюжет, картинка, мысль, цепь, и хочется написать об этом, хочется написать из-за этого.
Конечно, легче всего вдохновиться собственными эмоциями, это и происходит чаще, хотя для меня источником может быть и переживания другого человека или просто чья-то личность, которая чем-то восхищает, удивляет. Человеку не обязательно отличаться от остальных, он может быть частью толпы, не выбиваясь из общей массы. В этом и будет его уникальность.
В последний год меня подпитывает природа. Когда я стала более чутко отмечать то, что происходит вокруг, все стало совсем другим.
И все же я считаю, что не нужно полагаться на что-то призрачное и неосязаемое. Все самое лучшее создается трудом, усердием, усилием, поэтому и ценится так дорого.
ВРЕМЯ ИЛИ ВОДА
все обязательно смоет время или вода.
мутный поток останется за стеной.
только слабак жаждет жизнь без труда
и оставляет цель на дороге, ноесли идти вперед, преломляя страх,
как вагон гремит по ветвям метро,
то в конце пути ожидает крах,
расслоение взглядов, а после – строф.экипаж впивается в шаткий холм,
не щадит никого покаянный дух,
это мысли о тяжком и о плохом
разливают по нам, как вино, беду.даже пчелы наносят удар, когда
мир потерян, и он означает смерть.
все смывается временем, как руда
истончает великую раньше твердь.все обязательно смоет время или вода.
память, проблемы, обман и лесть,
дружбу, любовь, обиды и города.
надо лишь помнить, про то, что есть,
что будет и останется навсегда.
Валерия Мишина
Никогда не испытывала вдохновение. Пишу, в частности, о средневековье, мифах и сказках. Обычно стихотворение начинаю писать с конца.
струны дробит гусляр,
а тетиву охотник,
каждому не дано что-то еще постичь.
в час, когда менестрель
словом полнит кошель,
лучник стреляет дичь.
вот городской портной
в курсе нововведений,
носит шифон и шелк, ходит по-щегольски.
в час, когда есть заказ
платья на день рожденья,
трупные шьет мешки.
вот городской мясник
лучший из всех,однако,
толст, безобразен, глух, правда, сойдет и так.
в час, когда человек
кружится у прилавка,
душит хромых собак.
вот городской бедняк,
всем беднякам под стать,
носит обрывки штор, мелет белиберду.
в час, когда филантроп,
мелочь готов отдать,
с кладбищ крадет еду.
вот городской кузнец
статен, плечист и ловок,
может забить быка кончиком от стрелы.
в час, когда старый друг
просит набить подковок,
делает кандалы.
вот городской палач,
взгляд неприлично сонный,
ходит ,как нищий раб,без сюртука и шпор.
в час,когда смерть свою
видит приговоренный,
точит стальной топор.
Таня Юдина
Моё вдохновение приходит ниоткуда. Вернее, сложно сказать, откуда именно оно берется — обычно это абсолютные мелочи: сказанная кем-то фраза, которая смогла меня зацепить, что-то неуловимое в мелочах пейзажа вокруг или монстры, нарисованные воображением. Все это может копиться очень долгое время, а потом вдруг разом вспомниться в один из вечеров. И когда это происходит, есть одна неизменная деталь: меня начинает знобить (даже если в комнате ужасно жарко). Самое обидное заключается в том, что пока мне так и не удается передать те хрупкие ощущения, которые и подталкивают меня к написанию чего-либо. Однако я надеюсь, что всё ещё впереди и, если приложить чуть больше старания, образы наконец-то оживут.
В городе рядом с морем бабушки в сланцах срезают живые цветы,
Серенады поют все те же бандюги-коты.
Когда ночь опускает завесу своей темноты,
И легчайшая дрожь словно гладит поверхность воды,
Люди шепчут друг другу «я никогда не предам!».
Фотографии старые тихо выходят из рам,
Электричество мерно крадется по проводам,
А я по пояс высунулась из окна.
Понимать начинаю, что жизнь действительно хороша,
Потому что можно размеренно, не спеша
Вдыхать воздух, полный сирени с неведомой примесью,
И, кажется, что теперь все на свете легко будет вынести,
Пока мысли мои продолжают спокойно течь.
Словно камень с души или небо упало с плеч.
Иван Благодарский
В своих стихах я стараюсь передать своё эмоциональное состояние. Редко у меня бывает, что сначала появляется идея, я её долго вынашиваю и думаю как, и о чем именно писать. Чеще всего пишется именно на эмоциях. Тем не мнение, я не допускаю словесной диареи в стихотворении. Вдохновляет меня, прежде всего, красота. Я не знаю, только ли со мной такое, или нет, но это мне очень помогает. Я постоянно вижу все как будто со стороны. Я, и люди вокруг меня, персонажи. Все что нас окружает, декорации. Так я вижу очень часто, и это, скажу я тебе, очень красиво. Да, именно это меня вдохновляет.
Когда я слушаю Федерико Мампоу,
С глаз моих текут слёзы.
Вижу город, где всё так прекрасно и грустно,
Эти улицы, не на что не похожи.
Эту музыку слышу,
И она меня слышит.
Я будто бы с ней говорю.
Она мне кивает и грустно так
Дышит.
Вот и я
Вместе с ней
Погрущу.
Марти Левеня
Честно говоря, я не знаю что такое вдохновение, я даже не уверена что оно сущетвует, однако когда прогуливаюсь, слушаю музыку, встречаюсь с друзьями, думаю о родителях, вспоминаю детство ну ум приходят слова и собираются в предложения, фразы, а потом группируются в рифму. Я люблю разную поэзию, в том числе и сюжетную, меня на нее вдохновляют события, происходящие со мной, с моими знакомыми, моя фантазия и даже сны. Жизнь наверное, самое лучшее вдохновение, то, что тебя окружает, радует или заставляет плакать. Так же и с людьми. Я люблю писать про людей, и даже если в стихотворении не упоминается имя, мой товарищ поймет, что это он в этих словах, что утопленник, путешественник или любовник. Вокруг крутится, столько событий, в моей стране, в чужой, что ты думаешь об этом и не можешь не писать. Так и идет жизнь. Я сажусь, закрываю на минуту глаза, открываю и пишу. Так как муза моя ушла к другому.
сад.
ты говорила
что когда — нибудь мне покажешь
свой сад
я представлял перед сном
розы и лилии
тюльпаны и маки
узенькую аллею
зеленые парки
кусты земляники
малины шипы
тонкие руки
в порезах твои
у тебя на коленях
спит давно кот
и вишня растет
до самых высот
вкус ее кислый
бросает в дрожь
и ты когда сливы поспеют
ждешь
но вот прошло время
ты ведешь в сад
холодными пальцами
сжав ладонь
и я чувствую твой укоряется шаг
по телу будто бежит огонь
вместо деревьев —
кресты
вместо цветов —
надгробия
все показала ты
могилы, пустая сырая земля
вот страха подобие
и только шиповник
у старой беседки
вплетался в ее столбы
собака огромная
дыша тяжело
скулила просив еды
и в темноте
почти наугад
ты вела меня дальше вперед
и ворон кружил
и ветер свистел
развивая платье твое
поет
и самое страшное я осознал
мне милее теперь она
не мое сновидение,
не из цветов и ягод края
а та, что не знает дна —
одинокая бездна твоя