По просьбе TTR, архитектор Михаил Солодилов написал об истории, архитектуре и смысле Комплексных общежитий, пожалуй, главного гетто Автозаводского района.
Для многих слово общежитие ассоциируется с безмятежным студенческим временем, когда на бытовые трудности и неустроенность никто попросту не обращал внимания. В студенческом общежитии привыкаешь к грому кастрюль, к музыкальным вкусам сельской молодежи и к постоянным просьбам поделиться хлебом, картофелем и луком, но речь пойдет не об этом. Кроме студенческого общежития существует еще одна интересная типология – общежитие для рабочих. Подобные жилые сооружения стали появляться в новых строящихся городах, где одновременно возводились гигантские промышленные предприятия с большим числом работников.
С приходом Советской власти архитекторы не раз брались за тему проектирования домов-коммун, ставя свои социальные эксперименты на живых людях. Одним из самых радикальных проектов можно считать студенческий дом-коммуну в Москве И. Николаева, построенный в начале 1930-х. Сам автор описывал режим жизни студентов так: “После пробуждающего всех звонка студент, одетый в простую холщовую пижаму (трусики или иной простой костюм) спускается для принятия гимнастической зарядки в зал физкультуры или поднимается на плоскую кровлю для упражнений на воздухе, в зависимости от сезона. Закрытая ночная кабина (в которой он спал) подвергается, начиная с этого времени, энергичному продуванию в течение всего дня. Вход в нее до наступления ночи запрещен. Студент, получив зарядку, направляется в гардеробную к шкафу, где размещена его одежда. Здесь же поблизости имеется ряд душевых кабин, где можно принять душ и переодеться. В парикмахерской он оканчивает свой туалет. Приведя себя в порядок, студент идет в столовую, где за стойкой принимает короткий завтрак или пьет чай; после чего ему предоставляется право распорядиться временем по своему усмотрению: он может уйти на занятие в вуз, или идти в общую комнату для учебы, или, если он готовится к зачету, взять отдельную кабину для занятий. Спальная кабина в течении дня вентилируется при помощи центральной системы. Применяется озонирование воздуха, и не исключена возможность усыпляющих добавок”. Из-за того, что жилые кабинки предназначались только для сна, в них были только кровати – не было предусмотрено ни шкафа, ни стола, ни даже стула.
В более позднее советское время в общежитиях страны проживало около 10 млн. человек, из них около 7 млн. – в рабочих общежитиях. Подавляющее большинство юношей и девушек, проживающих в общежитиях, прибыли из других городов, сел и рабочих поселков. От жилищно-бытовых условий зависела трудовая активность молодежи, поэтому проектные институты трудились над созданием благоприятных условий для работы и отдыха, а также воспитательной работы – средствами архитектуры. В общежитиях должны были проводиться лекции, организовываться выставки, показываться художественные фильмы, тематические вечера, спортивные соревнования. Для всех этих мероприятий в общежитиях должны быть предусмотрены необходимые помещения и техническое оснащение. Также отличие рабочих общежитий от студенческих – в наличии небольшой кухни-ниши.
строился эталонный социалистический город во главе которого стояла партия и рабочий
Одна из особенностей тольяттинского комплекса общежитий заключается в большом количестве жителей. В советское время строительство крупных комплексов вместимостью более 10 тыс. человек было весьма ограниченным и связывалось, как правило, с созданием крупных промышленных предприятий, в ряде случаев, являющихся основой для создания новых городов – Тольятти, Набережные Челны, Ульяновск. Еще одна чисто тольяттинская особенность – местоположение комплекса общежитий в центральной части города, что можно объяснить символической логикой, так как строился эталонный социалистический город во главе которого стояла партия и рабочий, и жилье для рабочих должно было стать архитектурной доминантой.
В конце 1960-х годов для комплексов 2,3 и 5 тыс. человек были разработаны блоки обслуживания. Наличие проектов блоков обслуживания привело к тому, что более крупные комплексы общежитий создавались по принципу их членения на более мелкую вместимость до 5 тыс. человек. Так, комплекс общежитий в г. Тольятти, созданный при строительстве крупнейшего в стране Волжского автомобильного завода и рассчитанный на 15 тыс. жителей, был спроектирован в виде трех аналогичных комплексов по 5 тыс. человек каждый, расположенных вдоль одной из центральных улиц города – улицы Революционной. Другая сторона этой магистрали застроена 5,9 и 12-этажными жилыми домами, предприятиями торговли и бытового обслуживания (торговый центр, промтоварный магазин, парикмахерская, аптека, столовая), рассчитанными на обслуживание жителей жилого района. Каждый из трех комплексов общежитий согласно проекту должен включать квадратный в плане блок обслуживания, соединенный крытыми одноэтажными переходами с тремя жилыми корпусами общежитий: с юга – 9 и 12-этажные (20 этажный корпус не построен), с востока – 12-этажными. В глубине квартала за 12-этажным корпусом размещен свободно стоящий жилой четырехэтажный корпус. Между вторым и третьим комплексами общежитий сооружены кинотеатр “Сатурн”, между вторым и первым – спортивный комплекс, рассчитанный на обслуживание жителей жилого района.
В блоке обслуживания размещены: вестибюль с гардеробом, двухсветный универсальный зрелищно-спортивный зал с фойе, почта, сберегательный банк, магазин кулинарии, стол заказов, киоски аптечных товаров, комбинат бытового обслуживания, приемный пункт прачечной, кафе-столовая, парикмахерская, клубные помещения, библиотека с читальным залом, административные помещения. Однако на практике не все эти помещения используются по своему прямому назначению. В настоящее время состав помещений изменился до неузнаваемости. Один из блоков обслуживания пытаются приспособить под картинную галерею, помещения используют в качестве музея и даже для игры в шахматы.
Архитекторы хотели как лучше, но жизнь все расставила по своим местам
Лично мне довелось побывать на выставке современного искусства, которая разместилась в одном из помещений блока обслуживания. Картины очень выгодно смотрелись в пространстве с верхним освещением. Забавно было наблюдать картину, когда бабушка прогуливалась со своим внуком и случайно забрела на выставку. Прямо в халате и резиновых тапочках она начала перемещаться по залу вопрошая в пустоту: что это, куда я попала? Внук явно был не настроен на созидание и пытался выстрелить из своего водного пистолета. Криминального чтива, сочиненного по мотивам приключений жителей комплексного общежития предостаточно, но это совсем другая история. Архитекторы хотели как лучше, но жизнь все расставила по своим местам. Например, они забыли, какие проблемы могут возникнуть, если всего один из 5000 твоих соседей устраивает шумное празднование или покупает себе огнестрельное оружие. Они забыли, какой тусклый вид приобретает железобетон в пасмурную погоду.
Ансамбль тольяттинского комплекса общежитий – пример целостного подхода, где здания свободно расставлены в пространстве и утопают в зелени. Практически об этом мечтал Ле Корбюзье, сочиняя свой Лучезарный город. Но созданная среда едва ли вызывает у человека комфорт, потому что присутствует чувство угрозы твоей безопасности. В такой среде мы не можем наслаждаться ни природой, ни жизнью большого города. Поскольку она вызывает у нас дискомфорт, возникает риск того, что люди будут вести себя в ней неподобающем образом.
Социальный эксперимент оказался не столь удачным
Все же застройка комплексного общежития является уникальным градостроительным памятником Тольятти. Для многих общежитие стало спасением в жизненных перипетиях. Социальный эксперимент оказался не столь удачным, но общежития до сих пор функционируют и помогают людям выжить в сложных жизненных ситуациях. Вместо 20-этажных корпусов, которые были заложены в генплане выросли полноценные жилые дома. Над блоками обслуживания ведутся проектные работы и возможно скоро появятся обновленные социальные центры, обслуживающие местное городское сообщество. В структуре комплекса появился Православный институт, который пытается в этом модернистском творении выстроить свои маленькие палаты. Это добавляет сложности в ансамбль и вполне в духе постмодернизма.