Вчера в Отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея открылась выставка самарского молодого искусства «Картина, написанная на спине». Сотрудники ОСИ вместе с редакцией портала The Togliatti Room придумали новый для Тольятти формат мероприятия – закрытая презентация с дресс-кодом, а по окончании мероприятия, спросили у посетителей: «Ну, как прошло»?
Ксения Андропова:
— Выставка «Картина, написанная на спине» даже своим названием намекала на то, что от нее следует ожидать прямого восхваления современного искусства со всей своей филигранной трактовкой. Люди делятся на две категории: те, кто суть подобного творчества не понимает вовсе и на псевдоценителей, ищущих в подобных произведениях искусства смысл глубже марианской впадины. Куратор выставки Сергей Баландин (которого явно следует отнести ко второму типу) таки с первых минут пытался окунуть пришедших в свой уникальный мир. Как только прозвучало слово «перформанс» (не гуглите, страшная вещь), стало очевидно — обороты пойдут по нарастающей. И чутье не подвело. После пары увлекательных историй из личного опыта Баландина, наполненных немалой и горькой долей мазохизма, разговор стал постепенно переходить к представленным картинам. Воспринимать было трудно, ибо в искусстве я, как и многие из посетителей, дилетант. Спустя примерно пять-десять минут концептуальных речей, я всё же решила ознакомиться с содержимым выставки самостоятельно. Первое, что встретило меня на пути — амбре, наполненное бодрящим ароматом строительных материалов. Однако этот нюанс достаточно быстро нивелировался вполне уютной и приятной атмосферой экспозиции. Эмоции от картин весьма смешанные. С одной стороны — полное недоумение, а с другой — необычайный интерес к нарисованному как в целом, так и в деталях. Пингвин-матрешка, из которого вылезает женщина, макет утки с выколотым глазом и специфичными рисунками на теле, огромный триптих, состоящий из разделенного черного пятна на белом фоне — все это лишь малая часть представленного. Трудно сказать, что именно вдохновило авторов на подобные шедевры — внесение семи видов пингвинов в красную книгу или же утиная охота, но это точно получило яркое отражение в их творчестве. Абстрагировавшись от полотен, было приятно обратить внимание на приглашенных профессиональных бариста, которые не только варили кофе, но и рассказывали о свойствах и методах его приготовления. А на первом этаже расположились ди-джеи, чьи композиции прекрасно дополняла релаксирующая подсветка.
Татьяна Зорькина:
— У моей подруги сначала было ощущение недоумения и непонимания, пока я ей не подсказала выключить логику — не стараться понять произведение, а почувствовать его, ловить ощущения и уже их анализировать. Мы даже потом повторно обошли все залы, и она пересмотрела все произведения уже под другим углом. Очень хотели пообщаться с авторами конкретных произведений — поделиться нашим видением их работ и узнать, насколько близки мы к посылу автора. Но не случилось — этих авторов не было.
Мария Николаева:
— Мне в целом всё понравилось. Особенно музыка и свет в пространстве номер один. Очень круто, что куратор так рассказывал, интересно слушать было, но больше всего мне понравилось, что был дресс-код, которому дуйствительно все «поддались». Замечательно видеть такое большое количество людей в вечерних нарядах! Я получила эстетическое удовольствие. Только печалили фразы, которые были подслушаны в разговорах других людей. Что-то вроде «что за фигня вообще», «и это все» ну без этого никуда.
Сергей Тришкин:
— Мне понравилось.
Очень много людей, все разные, что круто: и школьники, и взрослые, как я понимаю, весьма не бедные люди.
Выставка продолжит свою работу до четвертого июля.
Фотографии предоставлены Викторией Волковой.