Мы уже давно привыкли к тому, что Тольятти — город со всех сторон уникальный. Самый большой автомобильный завод в стране, самый большой жилой район и единственный негубернский город со своей собственной филармонией. А в ноябре в Автограде открылись еще два музыкальных зала. TTR попытался разобраться в ситуации, пока количество филармоний не превысило число государственных вузов, которых в городе тоже быть не должно.
Тольяттинская филармония
В 1992 году выросла из филиала Самарской филармонии, открытого 12 лет назад. За 24 года работы Филармония сумела занять весь ДК «Юбилейный», превратиться в место силы для городской образованной публики и стать самым успешным муниципальным предприятием в области культуры. Об этом мы сделали большой и подробный рассказ. Учреждение сумело добиться аншлагов на многих своих концертах и содержит целых три оркестра — джазовый, симфонический и народный. По заверениям работников учреждения, филармония за годы работы стала своеобразным знаком качества и значимым брендом. Это утверждение можно проверить, взглянув на перечень проектов зала. В числе партнеров — АВТОВАЗ, ТольяттиАзот, другие крупные предприятия и общественные организации.
Тем не менее, у филармонии есть и ряд недостатков. Главный из них — месторасположение. Учреждение находится в Центральном районе Тольятти. Жители других районов традиционно не готовы совершать сравнительно долгие поездки из района в район. По мнению анонимного источника, это и могло послужить одним из оправданий создания еще двух филармоний.
Филармония Поволжского православного института
18 ноября в зале учебного центра ООО «Соцкультбыт АВТОВАЗ» с большой помпой и целым десантом высоких гостей и представителей региональных медиа открыли еще одну филармонию. Важно отметить некоторую схожесть истории и современности. Новая православная филармония, как и старая классическая, открылась в здании, которое изначально было для нее не предназначено. В большом зале учебного центра АВТОВАЗа раньше проводились концерты и другие культурные мероприятия, но к середине десятых он утратил всякую привлекательность. Важным объектом остался только музей АВТОВАЗа с электромобилями, перспективными разработками, не воплотившимися в жизнь, и знаменитой желтой LADA Kalina. Влиятельный священник и ректор Православного института протоиерей Дмитрий Лескин вместе с владельцами здания договорился о реставрации зала. В итоге помещение оказалось готово принять 700 посетителей. Для сравнения, зал Тольяттинской филармонии почти на 100 мест меньше. На сайте вуза и в поисковиках не удалось найти информацию о новой филармонии, кроме сообщений о торжественном открытии. Остается загадкой, как будет функционировать новая институция и, кто ее целевая аудитория. В официальном пресс-релизе заявлено, что новую филармонию интересуют три основных направления: собственно филармонические концерты, духовно-просветительские лекции и, фольклорные «Вечерки». На первом концерте «Начала» исполняли как церковные, так и вполне светские произведения, а началось все вообще с экскурсии в вышеописанный музей.
Детско-юношеская филармония
В Детской музыкальной школе №4 начались интересные нововведения вместе с назначением нового директора Бориса Цирульникова, главы благотворительного «Фонда Тольятти» и давнего знакомого мэра Тольятти Сергея Андреева. Господин Цирюльников, кажется, первым ощутил грядущие перемены в среде тольяттинских благотворителей и стал бюджетником. Некоторое время он совмещал два директорских поста. Потом в городе случился коллапс местных банков. Центробанк последовательно отозвал лицензии сначала у «ФиаБанка», после у «ЭлБанка». Владелец последней финансовой организации, Анатолий Волошин, сообщал, что у фонда оказалось порядка 90 млн руб на депозитных счетах в обоих финансовых учреждениях. Выходит, что фонд остался без средств. В сообщении о создании новой филармонии говорится, что этот проект будет обеспечивать «реализацию государственной политики в области образования, культуры и искусства», а кроме того содействовать «созданию условий для сохранения и приумножения лучших традиций мировой и российской культуры». В качестве события на открытие ДЮФ был выбран музыкально-литературный спектакль «Эхо любви», который посвящен творчеству Анны Герман. Песни популярной в середине прошлого века советской певицы исполнила Инесса Балабек. За литературную часть отвечала Елена Остапенко. Поисковики сообщают, что этот спектакль подготовлен силами Самарской филармонии. Получается, что господин Цирульников просто организовал гастроли самарчан на тольяттинской сцене. Остается непонятным столь странный выбор события для открытия детско-юношеской филармонии. На сайте музыкальной школы №4, где она базируется, нет ничего о новой филармонии. Только новость о том, что в ее стенах 23 ноября прошел описанный выше концерт. Если привозы самарских артистов продолжатся, можно говорить о том, что круг замкнулся — и Самарская филармония снова открыла свой филиал в Тольятти.