Дизайнер раскрывает карты: «Погодите, а где менеджер?»
Специально для предпринимателей и всех остальных мы продолжаем развенчивать мифы о местном дизайне. В новой серии директор дизайн-студии LemonFish Женя Солдатова раскрывает секреты внутренней кухни студий и отвечает на вопрос из заголовка.
Иногда заголовок моего поста является вторым вопросом от клиента. Почему-то многие привыкли, что их заказ будет вести менеджер. И когда я отвечаю, что для этого в студии существует арт-директор, клиент делает очень удивленный вид, будто первый раз про это слышит. Пришло время, рассказать всю правду об организации рабочих процессов внутри дизайн-студий.
Все по порядку. Начну я со своего любимого деления на группы. Если говорить обобщенно, то есть два типа дизайн-студий: большие и маленькие. Правда, необычное разделение? Большие студии – количество персонала, в которых превышает десять человек. Желательно, чтобы из них пятеро были дизайнерами. Маленькие студии – это все организации, которые меньше. Получается, что в Тольятти не очень много крупных студий, а может, их и вовсе нет, не могу ручаться.
Так, почему, по моему мнению, менеджер в дизайн-студии – это лишний человек?
Как мы все привыкли, когда обращаемся к кому-то, будь это врач, продавец, или адвокат, мы желаем к себе максимального внимания, а еще лучше, если это внимание нам уделит профессионал. Приведу простой пример. Вы пришли к стоматологу. Вам вылечили зубы, но один из вылеченных начинает болеть. Что вы делаете? Идете обратно, но на этот раз к вам выходит не лечащий врач, а помощник врача и начинает вас консультировать, просить сесть в кресло, чтобы вас посмотреть. Мне кажется, каждый возмутится и попросит немедленно вызвать лечащего врача, потому что за любой результат должен отвечать тот, кто его выдал. Мало того, скорее всего, вы будете сомневаться в компетенции данного сотрудника. Это же все-таки ваша челюсть! Поэтому от недостатка внимания и отсутствия правильной работы, а точнее ее организации, можно не только лишиться клиента, но и потерять зуб, получить в зуб и отрицательный отзыв, и испортить себе карму.
Каждый человек заинтересован в том, чтобы на его возражение отвечал профессионал. И как мы все помним – клиент тоже человек! Любой проект, связанный с творческой реализацией, также создают профессионалы, которые должны ответить на вопросы: Зачем? Почему? Как? Но этого никогда, увы, не сделает менеджер. Для этого он должен быть с профессиональной базой в голове и работать в сфере дизайна много лет, но и еще – любить отвечать на звонки, вести договоры, создавать коммерческие предложения. Скорее всего, такого человека просто не существует! А это значит, что часть рабочего процесса будет провалена, что приведет к недовольству всевышних господ заказчиков.
Менеджер, по моему мнению, должен существовать только в крупных дизайн-студиях, когда нужно вести правильные диалоги, клиентскую базу, отвечать на звонки и лишний раз не тревожить сотрудников по мелочам. Ведь, у крупных студий и клиентов – на порядок больше. А какую ситуацию мы видим в более скромных студиях? Во главе таких студий обычно и стоит творческий человек. Это и есть арт-директор, мать, менеджер, извозчик, иногда, даже бухгалтер. Почему так проще? Дизайн-студии больше заинтересованы в более быстрых стадиях утверждения. Это значит, что на любой вопрос напрямую вам может ответить сам директор, и ему не нужен еще один человек, чтобы получался глухой телефон.
Если заказ создает дизайнер, дизайнер его и ведет. А точнее, арт-директор, в руках которого уже есть профессиональная база за спиной, не только теория, но и практика. Он изначально курирует проект дизайнеров, и следит за каждым действием. Дизайнеры – это инструменты в руках арт-директора. И любой вопрос клиента на встрече будет разложен по профессиональным полкам простым языком.
Потому что каждый должен заниматься своим делом и не обманывать в таких узконаправленных вопросах. Клиент, ведь, многого не знает, так же как и мы, когда идем лечить зубы.