Меню
w+8 °
Поможем недорого купить диплом магистра на бланке ГОЗНАК
Тольятти
ЛондонВладивостокСаратовНовосибирскСанкт-ПетербургКалининградЕкатеринбургУфаВоронежЯрославльКраснодарОренбург
Город

Что происходит с тольяттинскими библиотеками?

Опубликовано 28 апреля 2016 в 12:05
0 0 0 0 0

Сеть библиотек для детей и взрослых начитывает в Тольятти десятки отделений. Библиотеки, по сути, являются общественными пространствами, которым, по замыслу передовых умов, уготована роль «третьего места» — площадки для коммуникации и взаимодействия горожан. TTR разобрался, как обстоят дела у библиотек в нашем городе и выяснил, что они уже вовсю работают в рамках передовой концепции.

В начале нынешнего года Объединение детских библиотек города возглавила Марина Козлова, руководившая до этого Отделом по делам молодежи. TTR поговорил с талантливым управленцем и деятельным организатором о том, что происходит в городской системе детских библиотек, какие есть острые проблемы и первоочередные задачи. Выяснилось, что в детских библиотеках происходит много интересных активностей даже для взрослых.

Как получилось, что из Отдела по делам молодежи вы перешли в Объединение детских библиотек?

В апреле 2016 года исполнилось бы 6 лет с момента моего прихода в комитет по делам молодежи и 15 лет работы в молодежной политике в целом. Мне кажется, очень важно вовремя останавливаться и менять свою деятельность. Причем возможно не кардинально, а расширяя ее, либо, наоборот, углубляясь в какие-то узкие темы. Я для себя поняла, что мой вариант на современном этапе – это смена, причем по возможности довольно кардинальная. Поэтому я очень благодарна департаменту культуры за предложение возглавить относительно крупное учреждение отрасли. Тем самым я значительно сменила сферу деятельности и расширила управленческую составляющую. А, учитывая споры на всех уровнях, по вопросу выживут ли библиотеки в современное время, у меня появляется некий управленческий азарт, смогу ли я противостоять объективным и субъективным обстоятельствам.

До того, как вы стали руководить Объединением, вы часто посещали библиотеки?

Я часто посещала библиотеки в школе, причем стала их читателем раньше, чем меня записали в первый класс (а в школу я пошла в 6 лет, тогда это был экспериментальный «нулевой» класс). Потом я прописалась во взрослых библиотеках в период студенчества. Потом я повела сына в ту же детскую библиотеку, куда ходила сама. Поэтому в принципе, с разной интенсивностью, но всегда в моей жизни были библиотеки.

Какие проблемы вы видите в сегменте детских библиотек города?

Во-первых, это пополнение и обновление книжного фонда. К сожалению, кризис не пощадил эту статью расходов и она не достаточно обеспечена бюджетом.  Во-вторых, привлечение молодых кадров в профессию. Мне кажется, у молодежи  стереотипное восприятие профессии библиотекаря, и мы своей деятельностью должны эти стереотипы менять. В-третьих, восприятие библиотек в целом.

Когда мои знакомые узнают, где я работаю, в большинстве своем слышу вопрос: «А что туда люди еще ходят?».

Конечно, можно воспринимать это, как проблему моих знакомых. Но, считаю, что звоночек о восприятии библиотек получен.мы своей деятельностью должны эти стереотипы менять, причем то, что в нашем городе есть система именно детских библиотек – огромное благо. Очевидно, что читателя надо воспитывать с самого раннего возраста. Упустим детский возраст – потом к книгам приучить будет сложнее. И здесь я говорю не только о количестве прочитанных книг, а прежде всего об их качестве. Библиотеки прививают правильный вкус, прежде всего.

Какие первоочередные задачи вам предстоит решить?

Собственно, те проблемы, которые я озвучила и есть первоочередные задачи. Несмотря на недостаток бюджета – формирование фондов и представление читателям хороших и в том числе новых, современных авторов. Повышение мотивации прихода в отрасль молодых библиотекарей, причем помимо финансовой составляющей (которая несомненно важна, но здесь мы как бюджетной учреждение «выше головы не прыгнем»). Мы можем предложить именно интересную работу, где человек может реализоваться. Ведь библиотекарь сегодня – это не просто специалист, который выдает книги. Это и креативный менеджер, и авторитетный друг, и психолог, который должен быть в курсе интересов детей, дабы победить в конкурентной борьбе с гаджетами и информационным шумом. Библиотека постоянно развивается и предлагает новые формы работы, как с самыми маленькими читателями, так и с подростками. Сейчас библиотека очень изменилась и продолжает меняться в ногу со временем.

Работа с социальными партнерами – очень важная составляющая жизни современных библиотек, поскольку многие проблемы решаются только сообща, поэтому эта задача для нас первоочередная и просто жизненно необходимая. И очень важная часть работы библиотек – это социальное проектирование, которое позволяет привлечь ресурс для новых и интересных проектов на территорию нашего города.

Какая у детских библиотек долгосрочная стратегия развития?

У Объединения детских библиотек есть Стратегия развития «Интерактивная территория творческого чтения (BookArt-резиденция)». Если коротко о ее сути: детская библиотека – это многофункциональное и комфортное библиотечное пространство, интерактивная территория творческого чтения, объединяющая различные виды деятельности, различные виды пространства. Это наша идеальная детская библиотека. Стратегия очень хороша, и мы стараемся двигаться к нашему вполне четко прописанному образу будущего. Она не ограничена сроками, это допустимо для стратегических и долгосрочных документов. Сейчас в наших планах сформировать (как модно сейчас говорить) «дорожную карту» по ее реализации, что поможет более последовательно идти к цели Стратегии.

О библиотеках все чаще говорят в значении некого «третьего места», где горожане могли бы собираться, что вы думаете об этой концепции?

Библиотеки просто призваны стать третьим местом для горожан. Я считаю, это как раз отражением нашей стратегии развития. Так, это почти полностью реализовано в детской библиотеке №21. в прошлом году здесь был реализован проект «Коворкинг «Ноль Плюс» для родителей с детьми». Это первый коворкинг такой специфики в библиотеке в нашей стране (есть коворкинги во взрослых библиотеках в классическом понимании). Здесь организовано очень комфортное, эстетически привлекательное пространство, как для работы родителей, так и для времяпрепровождения детей (игровая зона).

Есть случаи, когда папы, привозя своих детей в библиотеку, параллельно назначают и проводят деловые встречи в коворкинге, есть мамы, которые стабильно приходят сюда работать, дожидаются здесь детей из школы, делают уроки и идут домой.

Ежедневно дети приходят сюда со школы, кидают свой портфель и какое-то время просто валяются в мягкой зоне, отдохнув, они делают уроки, пьют чай, а вечером уже собираются домой. Мамочки с самыми маленькими детками также частые посетители библиотеки, поскольку здесь есть красивое и удобное игровое пространство. Мы стараемся проводить большое количество семейных мероприятий по выходным, где есть возможность вместе заняться интересным делом и детям и родителям. Это находит большой отклик у наших читателей. И наша задача распространить этот опыт на остальные филиалы нашей сети.

В детских библиотеках проводятся какие-то активности для родителей? 

Конечно! Мы верим, что часы, проведённые вместе, помогают родителям и детям лучше понять друг друга. Поэтому активно развиваем в детских библиотеках новые формы качественного семейного досуга: развивающие занятия для малышей до 3 лет, совместные занятия детей 5-7 лет и родителей в читательско-исследовательской лаборатории «Маленький исследователь», встречи в семейных клубах «Звёздочка» (программа, посвящённая «жизни замечательных детей») и «Феечка» (программа для девочек-подростков и их родителей, посвящённая темам взаимопонимания, красоты, здоровья, домашнего уюта). «Семейные гостиные» в детских библиотеках. Организация литературных праздников, театрализованных музыкальных представлений, игровых познавательных мероприятий, встречи с интересными людьми, обсуждения книг. «Школа умных родителей» — ежемесячные бесплатные встречи и мастер-классы по вопросам детского развития. «Детский фримаркет» — благотворительной ярмарка, где каждый желающий может принести ставшие уже ненужными детские вещи и взять понравившиеся. «Всероссийская неделя сбережений». Коворкинг «Ноль Плюс» стал одной из площадок крупнейшего ежегодного мероприятия по предоставлению гражданам открытого доступа к возможностям получения знаний по финансовой грамотности. Лекторий «Новая детская книга» — просветительские лекции для родителей и специалистов о литературе, культуре, писателях, проблемах чтения. Фестиваль «Город для мам», приуроченный к Дню матери. «Город для мам» — 6 дней, 17 развлекательных и образовательных мероприятий, 11 спикеров и ведущих, более 400 участников и большой праздник для детей и взрослых. Ключевая идея фестиваля — укрепление семейных ценностей, организация совместного семейного досуга.

Оказывается, в ОДБ есть своя мультстудия. Что еще интересного мы не знаем о детских библиотеках? 

Да, в январе 2016 года в детской библиотеке № 21 открылась мультстудия «Маяк». Это еженедельные встречи по средам, во время которых дети изучают процесс и осваивают основные техники создания мультипликационных фильмов и создают мультфильмы по произведениям детских поэтов. В январе сюжетной основой для мультфильма стало стихотворение Александра Введенского «Когда я вырасту большой…», в феврале — история Даниила Хармса про бульдога и таксика. Сейчас ребята работают над стихотворением Агнии Барто «Наш сосед Иван Петрович». Кроме мультстудии в Объединении есть и своя мастерская технического творчества «ЭВМ: Это Вы Можете». Организаторами мастерской стали родители наших читателей — Александр Лавров и Алексей Броваров. Первое занятие мастерской состоялось в декабре прошлого года и уже сейчас ребята 9-12 лет успешно изучают основы программирования.

Во многих детских библиотеках действуют творческие мастерские, где ребята осваивают различные техники (валяние из шерсти, солёное тесто, витраж, батик, декупаж, папье-маше, бумагопластика).

Дети получают знания о традициях народного творчества, знакомятся с произведениями искусства, учатся наблюдать, сравнивать, делать выводы. В Центральной детской библиотеке организована «Школа информационного лидера», где дети и подростки получают навыки работы с наиболее распространёнными компьютерными программами.

На следующей странице важные подробности о проектах, которые реализуют детские и взрослые библиотеки в Тольятти. Переходим и узнаем о возможностях, которые библиотеки предоставляют горожанам вместе с привычным чтением.

Читать далее

0 0 0 0 0
Новости smi2.ru
новости

Новости smi2.ru