Привет, друзья!
Продолжаем серию материалов, посвященных созданию короткометражного фильма "НАВСЕГДА", который снимался в Тольятти.
И сегодня речь пойдет о раскадровке.
Раскадровка является визуальным наброском фильма. Это последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов, анимации, видеоклипов, рекламных роликов и прочей аудио-визуальной продукции.
Рассказ в картинках, чем-то напоминающий комиксы.
Я регулярно читаю книги про то, как делается кино. Смотрю посвященные этой тематики мастер-классы и читаю статьи. Однажды я посмотрел мастер-класс режиссера Павла Руминова, где он описывал свой метод создания фильма "Я БУДУ РЯДОМ", за который он получил главный приз на Кинотавре. Отличное кино, кстати. Так вот, Павел в этом мастер-классе уверял, что раскадровка на съемках фильма не нужна. Создание раскадровки по его мнению занимает много времени, которое целесообразнее было бы потратить непосредственно на саму съемку. И да, я с ним согласился! Сконцентрировался на написании сценария короткометражного фильма "НАВСЕГДА" с мыслью, что никакой раскадровки делать не буду. Решения по средним, крупным и общим планам хотел принимать на съемочной площадке, сделав ставку на импровизацию.
(мастер-класс Павла Руминова)
Жил я с этой идеей до тех пор, пока в рамках кинофестиваля "Святая Анна" (ездил туда с предыдущей короткометражкой) не попал на мастер-класс другого режиссера — Андрея Звягинцева. Интереснейший разговор получился с автором "ЛЕВИАФАНА". Тему раскадровки тоже затронули. Из мастер-класса я узнал, что успех фильмов Звягинцева заключается в тщательной подготовке. Все его фильмы создаются в кабинете. А только потом снимаются. Прорисовывается абсолютно каждый кадр. Поэтому в киноработах Звягинцева нет ни одного случайного кадра. Подход пусть слегка и перфекционистский, но как показывает практика, он дает стабильный результат.
(Андрей Звягинцев)
В итоге Андрей Звягинцев меня вдохновил на раскадровку. И я тоже по его примеру решил перед съемками нарисовать каждый кадр короткометражного фильма "НАВСЕГДА".
Но проблема в том, что рисовать я не умею. Но мне повезло. Поскольку моя будущая жена, Ольга Черникова (https://vk.com/olllelukoye), потрясающий художник.
(Ольга Черникова, художник короткометражного фильма "НАВСЕГДА")
Одно из ее любимых направлений — графика. Убедиться в профессионализме Ольги можно, посмотрев ее работы по ссылке:
http://hiero.ru/No4naya
Мы договорились с Ольгой, что я сделаю наброски, а с ней совместными усилиями придем к общему знаменателю и прорисуем каждый кадр фильма.
Я взял листки формата А3 и сложил их пополам. И из одного листка получалось подобие брошюрки на 4 страницы. Каждую страницу ручкой поделил на 10 окошек. И в каждом из них прорисовал кадр фильма. То есть на одном листке формата А3 я делал 40 рисунков раскадровки. Во время работы мне не жалко было смять брошюру с раскадровкой, выбросить его в урну и взять новый. Потому что рисовал я своих корявых снеговичков довольно быстро, без особого старания. Важно было потом с помощью этих каракуль объяснить Ольге, что ей требуется нарисовать. Но если бы я старательно сидел и выводил в этих окошках красивые аккуратные рисунки, то избавиться от неудачных вариантов было бы гораздо сложнее. Было бы жалко выкидывать.
(мои корявчики)
После того, как мой черновой вариант раскадровки был готов, я попытался объяснить ей, что именно изображено в этих окошках. И, о чудо, она с легкостью улавливала мои идеи! В процессе обсуждения раскадровка видоизменялась, поскольку Ольга предлагала новые интересные решения и делала коррективы.
В конечном итоге у нас получилась отличная раскадровка, которую я не выпускал из рук во время съемок короткометражного фильма "НАВСЕГДА".
Больше копий раскадровки в группе, посвященной съемкам короткометражного фильма "НАВСЕГДА":
https://vk.com/za_kadrom_blog
В ЧЕМ ПОЛЬЗА РАСКАДРОВКИ?
Создание фильма процесс творческий. Но он в то же время и технологичный. Раскадровка в кино чем-то напоминает чертеж инженера. А команда фильма — это мастера, выполняющие свою работу согласно чертежа.
Первый человек, к которому я пошел с инженерским чертежом — это оператор Илья Кардаков. Мы вместе изучили раскадровку и определились с задачами перед съемкой. Илья наглядно увидел что и как нужно снимать на площадке. Поэтому перед съемками он заранее знал куда и в какой последовательности ставить камеру. Это сильно сэкономило время.
Потом я показал раскадровку актерам. И актеры увидели что от них требуется и как они будут выглядеть в кадре, что также облегчало съемочный процесс. Каждый знал свою задачу — это основа успешной командной работы.
Поэтому, как мне кажется, основная функция раскадровки — коммуникативная функция. Это незаменимое средство донесения своих визуальных идей до участников съемочного процесса.
Также раскадровка может быть использована и в других целях. Вы, например, собираетесь на встречу с потенциальным инвестором или спонсором. Раскадровка поможет наглядно показать, как будет выглядеть будущий фильм. И шанс убедить инвестора в финансировании проекта увеличится.
Как бы сложилась судьба короткометражки, если бы я выбрал путь Павла Руминова и отказался бы от раскадровки? Не знаю. Но абсолютно уверен, что фильм был бы другим. Не факт, что плохим. Но другим. Возможно когда-нибудь я испробую в работе метод Руминова. Но в следующем проекте вновь воспользуюсь советом Андрея Звягинцева и нарисую каждый кадр фильма.
PS. Не забывайте следить за событиями в группе в VK, посвященной съемке короткометражного фильма "НАВСЕГДА". В пятницу в группе стартует конкурс, победитель которого получит ценный приз и попадет в титры фильма! Не пропустите!
https://vk.com/za_kadrom_blog
До связи, друзья!