Арт-ликбез: горожанка о современном искусстве
В продолжение рубрики «Арт-ликбез», анонимная представительница молодой городской интеллигенции написала о том, как она видит и относится к современному искусству.
Современное искусство — вопрос очень спорный. У него нет конкретного определения, и, как следствие, нет границ в понимании. Для кого-то современное искусство — это начиненные «глубоким смыслом» надписи на стенах подъезда, а для кого-то оно приемлемо исключительно в адекватном формате. С учетом того, сколько в мире 21 века различных идеологий, абстрактность самого понятия становится исполинского размера. «O tempora, o mores!», — скажут любители античной литературы и отступят от данного аспекта.
Многие слышали об английском андеграундном граффити-художнике — Бэнкси? Его остросоциальные шедевры на городских зданиях получили широкую известность в Великобритании и по всему Земному шару. Однако никто не знает, как он выглядит, его точный год рождения, все ли картины были нарисованы его рукой, и главное — существует ли он вообще? Поэтому художник стал скорее официально признанным британским брендом, и некоторые сувенирные магазинчики зарабатывают на его имени довольно неплохие суммы (что, разумеется, противоречит мировоззрению и целям анонимного автора). Мне подобная ситуация откровенно непонятна. Вспомните великих живописцев и творцов. От Рембрандта до Ван Гога, практически у всех гениев искусства, было в первую очередь желание увековечить свое имя и внести вклад в любимое дело, тем более уж если произведение было на социальную тему. Но, несмотря на это, картины Бэнкси оказывают немалое влияние на общество и ценности, а это безусловное преимущество.
Всё было бы прекрасно и терпимо, однако часто современное искусство выходит за рамки нормы и доходит до грани полного абсурда. И сейчас я затрагиваю вовсе не полотна или скульптуры, а так называем арт-акции. Вот, к примеру, случай с господином Павленским, который знаменит своими политическо-мазохистскими протестами. Зашил рот ниткой — ладно, твое дело, люби боль дальше, завернулся обнажённым в «кокон» из колючей проволоки — еще можно вытерпеть, но прибитая мошонка в центре красной площади — это вообще что? Пошаговая инструкция о том, как без особо тяжких травм сделать себе пирсинг в домашних условиях? О каком смысле тут может идти речь? Само собой подобные действия могут вызвать положительные реакции лишь у таких же ребят с явными психологическими отклонениями. А у здоровых людей тем самым в мозгу закладывается фундамент того, что современное искусство основывается на умалишённых творцах, и безусловно вызывает общее отторжение. Хотя зачастую нынешнее творчество не всегда носит подобный характер, и распространенное мнение является несправедливым.
Говоря местной действительности, можно найти уйму примеров совершенно разного калибра. В июне ходила в Отдел Современного Искусства, попала на выставку молодых самарских художников. Слишком много противоречивых и смешанных впечатлений. С одной стороны полотна кажутся полным бредом, с другой, если подольше присматриваться — несут определенный посыл и смысл через детали. Идентичная реакция была практически на все объекты экспозиции. У меня это вызывает легкое чувство тоски, так как хочется увидеть классику и реализм в работах. Почти все художники владеют базовыми методами рисования, однако, согласитесь: изобразить разноцветное пятно (пусть ценители простят меня за грубость) гораздо проще, нежели через обычный портрет отразить душу, характер и настроение человека. Возможно, с веком фотографии все кануло в прошлое, но в моем понимании о старых канонах и методах забывать недопустимо. Всё же ОСИ, по меньшей мере, даёт жителям города возможность развиваться и следить за тенденциями искусства. И среди посетителей, кстати, можно увидеть не только хипстеров и фэйк-ценителей, но и совершенно обычных любознательных людей, что определенно радует.
Как я уже сказала, примеры в Самарской области крайне колоритны и специфичны, поэтому от относительно стандартных выставок переходим к рубрике «а вам слабо?». Так, арт-критик и художник Сергей Баландин или эдакий «Самарский Павленский», буквально месяц назад поучаствовал в своеобразной акции. Сергей нарисовал картины кровью ВИЧ-инфицированных (коих в нашей местности, к сожалению, очень много). Овации подобное действо вызовет у единиц. И дело тут вовсе не в дискриминации или брезгливости к заразившимся — это все признаки недалёкости и невоспитанности, суть в другом. Лично мне, например, как и подавляющему большинству на чужую кровь в принципе не очень приятно смотреть. Мы же не практикующие студенты мед.вузов, в конце концов. Только вот, несмотря на эти вполне очевидные причины, участники акции почувствуют себя жертвами гнёта и догмы. Примеров подобных нелепых экспозиций сотни. Непонятно, каковы цели их создателей — общественный резонанса и самопиар или же полная уверенность в нужде выразить собственные идеи…
Все вышесказанное — мнение субъективное, как и все сами по себе составляющие современного искусства. Любой вид творчества и самовыражения имеет право на свое существование, главное — не травмировать и не заставлять окружающих от него страдать, а приносить общественную и культурную пользу.