На самом деле, мало кто из горожан понимает, что такое современное искусство. Мы в TTR решили ликвидировать эту практически всеобщую безграмотность и запускаем новую рубрику «Арт-ликбез», где Саша Щербина, известный куратор и руководитель Отдела современного искусства Тольяттинского художественного музея, будет рассказывать все о перформансах, хэппенингах и вот этом всём.
Сначала разберемся с термином. Термин «современное искусство» не соотносится со временем создания объекта искусства, а имеет прямую связь с его содержанием и формой (либо ее отсутствием). Поэтому не всё, что сейчас создают художники можно отнести к объектам современного искусства. Англоязычный аналог термина «современное искусство» — contemporary art. Истоки новых художественных практик восходят к модернизму. Еще один термин для обозначения современного искусства — «постмодернизм».
Как определить, что относится к объектам именно современного искусства? Я выделяю несколько признаков, которым должен соответствовать такой объект.
1
Появились новые средства и материалы выражения, вплоть до исчезновения самого объекта искусства, его дематериализация: перформансы и хэппенинги, где акцент делается на процессе, месте, времени, возможном участии зрителей.
Марина Абрамович «В присутствии художника», перформанс. Участникам предлагалось смотреть прямо в глаза Абрамович на протяжении 30 минут
2
Новый код для каждого произведения. Чтобы понять отдельное произведение нужно знать о многом: история художника, история создания работы, идея и так далее. Главное контекст. И все зависит от опыта зрителя. То есть одно и то произведение может быть по разному воспринято разными людьми.
3
Все что видите, это еще не всё. Все что вы видите – ничего не значит или значит не то, что вы могли подумать. Квинтэссенция этого – направление «концептуализм».
Илья Кабаков, «Душ»
По мнению критиков, эта работа символизировала недостаток материальных ресурсов при коммунистическом режиме, и они окрестили Кабакова голосом антисоветского поколения. Но Кабаков утверждал, что он просто изобразил человека, который постоянно чего-то ждет.
4
Чем меньше, тем лучше: направление «минимализм». Объекты этого направления включают геометрические формы, основаны на принципе повторяемости, монохромности. Минимализм изображает «ничего». Преобладает символика цвета, пятна и линий.
Дэн Флавин, «Над и под»
5
Инсталляция. Здесь все достаточно просто: объект(ы) располагаются в пространстве (см. выше).
6
Простота, доступность искусства. Одна из установок, которая поддержана и культивирована Йозефом Бойсом и Энди Уорхоллом. Первый утверждал, что каждый человек – художник, второй — что искусство можно поставить на «поток. Люди легко покупают известные им образы: Мэрилин Монро и консервную банку Campbell.
7
«Цитаты» из разных времен, парафразы. Все уже изобретено, поэтому художники берут и откровенно используют уже известные сюжеты.
AES+F, «Прибытие золотой ладьи»
Опираясь на эти пункты, можно определить какого рода искусство вы наблюдаете. Конечно, это не полный список признаков современного искусства. Нельзя забывать про его социальную направленность, актуальность проблематик и выбор тем, эмоциональную составляющую произведения. Про технологию, которая так же сильно повлияла и даже сформировала некоторые направления современного искусства: видео, телевидение, интернет.