Одна местная фотографиня недавно сообщила на своей страничке во «ВКонтакте» — «Синонимом успеха в фотографии в Тольятти — это когда Саша Юдин добавляет фотографа в список коллег». Саша — один из самых закрытых и не публичных тольяттинских фотографов. Редактор TTR Юрий Печкин поговорил с Сашей об обнаженной натуре, дешевых фотоаппаратах и любви к интересным лицам.
— С чего началась твоя фотографическая деятельность?
— Я работал дизайнером. Мне приходилось редактировать разные изображения и фотографии. Потом захотел снимать сам. Купил недорогую технику. Так все и началось. Снимать я три года назад начал.
— В каком направлении ты работаешь?
— Я снимаю эмоциональный портрет. Я никогда заранее не знаю, как буду снимать, и что из этого получится. Ко мне приходит человек. Я сначала минут 10 вокруг него побегаю, а потом мне становится понятно, какие должны быть кадры.
У меня нет задачи показать внешнюю красоту человека. Мне интересно, чтобы ему удалось увидеть себя с нового ракурса. Поэтому мои фотографии не похожи на снимки других фотографов
Все мои модели-девушки снимаются без макияжа и каких-то особенных причесок. Все эти тени, румяна очень сильно меняют человека, а мне это не интересно. Я сразу рассказываю, что если нужен такой портрет, его у меня заказать не выйдет. Поэтому ко мне приходят уже подготовленными. Но если глаза все-таки густо накрашены, отправляю в ванну смывать. Мне говорят, что я снимаю такой «Питер-стайл», Туманный Альбион. Я просто не могу чередовать черно-белую и цветную съемку. У меня они бывают периодами.
— Как ты учился фотографии?
— У меня не было какого-то живого учителя. Читал книги. Сейчас смотрю много чужих фотографий, арт-хаусных фильмов. Весь арт-хаус вообще заточен под то, чтобы показать человека, его переживания. Картины, кстати, дают большую пищу для идей. Не «Черный квадрат» Малевича, конечно.
— У фотографов есть две религии Canon и Nikon. Первые побеждают. Ты снимаешь на Nikon, почему?
— Nikon был моим первым фотоаппаратом. Недавно я побывал на одном фотографическом мероприятии. Там как раз о технике говорили, а я кричал из зала, что важна не техника, а руки и голова. Я снимаю на очень дешевую технику. У меня нет этого культа дорогих фотоаппаратов. Мой съемочный комплект сейчас стоит тысяч десять наверно, причем он б/у. Вспышку я не использую. Работаю с естественным светом, потому что снимаю дома в своей комнате. Я выработал в себе такое качество, когда снимаю, не смотрю в видоискатель. Я даже на экран фотоаппарата могу не смотреть. Я знаю, какие получатся снимки.
— Легко ли снимать обнаженных девушек?
— Очень легко. Даже проще, чем одетых. Гораздо интереснее накрыть модель какой-нибудь тканью. Зритель будет понимать, что девушка под ней голая, и ему будет казаться, что такая фотография очень смелая. Ну как же так, она пришла и перед ним разделась?! И все в таком духе.
Мне нравится женская грудь. Терпеть не могу лифчики, поэтому стараюсь девушек в них не фотографировать, даже под одеждой. Зачем скрывать что-то очень красивое под непонятным чашечками?
На самом деле, на съемке я воспринимаю тело как объект искусства, поэтому нагота во время съемки меня не возбуждает. Моя задача показать красоту. Да, у меня завязывались отношения с моделям, но это было не во время съемки, а уже гораздо позже.
— Как твоя девушка относится к тому, что ты фотографируешь других девушек голыми?
— Моя девушка не ревнует меня к моделям. Она меня очень поддерживает во всех начинаниях.
— А публика как воспринимает твои работы?
— Никогда не слышал какой-то негативной реакции. Я не снимаю чего-то «шлюховатого» или пошлого, поэтому отзывы только положительные. У меня очень часто заказывают «ню» съемки девушки для своих парней и мужей. Никто из них пока не жаловался и не имел ко мне претензий. Мне говорят, что по уровню работ я перерос этот город. Сейчас думаю уехать в Казань, осесть там. Не знаю почему. Для того чтобы зашевелиться не хватает какого-то пинка.
— Когда смотришь твои работы, складывается впечатление, что ты снимаешь одних и тех же моделей
— Я не люблю снимать тех, кого уже и так фотографирует весь город. Найти модель — это большая проблема на самом деле. В Тольятти сейчас довольно мало интересных и не засвеченных людей. Поэтому я постоянно нахожусь в процессе поиска новых лиц. Причем для меня важно лицо, а не фигура, ведь я эмоциональные портреты делаю.
— Откуда ты черпаешь вдохновение?
— Меня вдохновляют люди. Мне интересны их лица, мне нравится их красивая одежда. Мне нравится на них смотреть. Ты кстати знал, что мужские портреты у меня получается снимать проще, чем женские? Мужик мужика видит издалека. Я всегда разговариваю со своими моделями, пытаюсь их раскрепостить. Продолжаю говорить даже в процессе съемки. С мужчинами мне общаться гораздо проще, значит и снимки делать выходит быстрее. Ко мне недавно приходил мужчина на съемку. Кадры получились настолько крутыми, что он теперь стал очень востребован у других тольяттинских фотографов. Все они разными путями пытаются узнать его номер. Вообще, готовый результат я выдаю на следующий день после съемки, по возможности. Ковать железо нужно, пока горячо.