Совсем недавно в «Жигулевской долине» под предводительством мэра города Сергея Андреева прошел форум о будущем города. В Тольятти решили строить Национальный инжиниринговый центр и Университет 3.0. TTR горячо приветствует планы вернувшегося из «Сколково» градоначальника и публикует обзорный текст о проектах, которые не продвинулись дальше красивых планов и увлекательных конференций.
Развязка на Южном шоссе
Еще в 2003 году тогдашний мэр города Николай Уткин впервые заговорил о том, что хорошо было бы устроить в городе двухуровневую развязку на пересечении Южного шоссе с Обводной дорогой и улиц Автостроителей с Офицерской. В следующем году был даже успешно разработан инжиниринговый проект. В 2005 году должны были приступить к строительству.
Однако потом городские СМИ запестрели сообщениями о том, что проект перенесен/заморожен/испытывает финансовые трудности. Развязка нередко становилась и важным политическим козырем. Так, следующий мэр Тольятти Анатолий Пушков обещал построить развязку и в рамках своей избирательной компании и на первой пресс-конференции после избрания в должность. Однако практически молниеносно переключился на борьбу с эмо, а после того, как вокруг города выгорел лес, а в казне стали кончаться деньги, стало совсем не до развязок. Последний раз о развязке вспомнили в 2012 году. Чиновники мэрии сообщили, что считают ее строительство «нерентабельным».
Прибрежный парк
2003 был явно годом расцвета проектов развития Тольятти. В этом году стали активно обсуждать проект развития набережной Автозаводского района и прилегающей территории. По замыслу идеологов проекта, которыми в местных СМИ называли бизнесменов Владимира Кожухова и Игоря Бузюкова, на территории в 172,2 га планировалось построить десять жилых домов, по три школы и детских сада, а также множество административных и культурных объектов. В парк должны были переехать и городские чиновники. Для них было запланировано шарообразное административное здание. Кроме того, на территории парка должны были появиться сад скульптур Экзюпери и колесо обозрения.
Построить на 90% удалось только один жилой дом. Рядом начато и заморожено строительство второго. Других объектов на огромной территории нет. Однако сам ход «строительства» активно обсуждался в Тольятти. «Прибрежный парк», а точнее заявление господина Бузюкова послужило поводом для возбуждения уголовного дела против мэра Уткина и высокопоставленного чиновника городской администрации. По заявлению бизнесмена у него вымогали взятку в 150 млн руб. Эти утверждения Бузюкова вылились в 8 лет колонии для мэра Уткина. Победа в борьбе с коррупцией, правда, не помогла предпринимателям достроить «Прибрежный парк».
Лесная дорога
Трасса которая должна, по задумке инициаторов проекта, соединить Центральный и Автозаводский районы и выходить из леса в районе Ленинского проспекта, является камнем преткновения буквально каждой команды городских управленцев. Старожилы заявляют, что ее вообще хотели строить над лесом, чтобы не испортить его первозданной чистоты. На самом деле, грунтовка по обозначенному маршруту существует уже очень давно, а вот зашить ее в асфальт не получается до сих пор.
Городская дума уже успела принять концепцию развития дорожной сети до 2025 года еще в 2013 году, предложенную Петербургским проектным институтом. В ней сообщается, что дорога будет построена к 2020 году. Однако у проекта есть немало противников. Кроме экологов и общественников настороженно к прокладке дороги относятся представители ВоКС, которые отвечают за эксплуатацию водозабора, расположенного вблизи предполагаемого строительства. Водозабор питает питьевой водой Центральный район. Коммунальщики предлагают повести тщательную экспертизу проекта, прежде чем строить вблизи стратегических и особо охраняемых объектов.
Сквозная набережная
В рамках годового отчета о деятельности мэрии в 2013 году градоначальник Сергей Андреев рассказал о весьма амбициозном проекте. Мэр Тольятти захотел, чтобы все три района города были соединены набережной. Архитектурный объект должен был протянуться на много километров и включал в себя план благоустройства территории. Деловые издания региона тут же опросили экспертов. Была названа цифра в 300 млн долларов, необходимая на реализацию проекта. Сообщалось также, что каждый километр берегоукрепительных работ может стоит 1 млрд рублей.
Всего набережная должна была, по задумке Сергея Андреева, раскинуться на 30 км. Уже тогда городскою бюджет верстался с дефицитом, а в моду стало входить слово секвестр (вынужденное сокращение расходов), поэтому взгляды городской общественности устремились в сторону самарского Белого дома. Губернатор Меркушкин, впрочем, инициативу Андреева не одобрил. В одном из интервью он сообщил, что похожий проект рассматривался в Самаре и был отвергнут. Кроме того руководитель области напомнил, что Волга — это не Москва река и ее незачем заковывать в гранит. Также губернатора восхитила красота городских лесов, раскинувшихся вдоль берега. После этих заявлений разговоры о сквозной набережной тихо сошли на нет.
LADA C
Если упомнить в присутствии вазовских инженеров название «Проект С», их глаза неизменно наполняются грустью. В начале двухтысячных на заводе активно хотели развивать модельный ряд. Руководство предприняло попытку запрыгнуть на новый уровень и сделать автомобиль более высокого класса. Новые московские управленцы также очень заинтересовались проектом. Активно его стали реализовывать в 2005 году.
По замыслу авторов, планировалось создать новую платформу, а на ее базе седан хэтчбек, универсал, кроссовер и спортивное купе. Для этих целей даже успели разработать новые двигатели объемом 1,8 л и коробку передач. Особый интерес у публики вызвало купе. Был даже собран предсерийный образец автомобиля «Проекта С». Однако такой путь развития АВТОВАЗа был не совсем выгоден новым партнерам в лире Renault-Nissan. Работы по проекту были свернуты, а единственный изготовленный автомобиль, по некоторым данным, используется на заводе в качестве служебного.