СК «Олимп» — баптистерий коммунистического общества

Опубликовано 15 февраля 2015 в 18:04
0 0 0 0 0

Есть у нас в Тольятти место
Где всем людям интересно
Чистая вода сверкает, манит, тянет, завлекает.
Хочешь быть здоровым – плавай
Хочешь быть красивым – плавай
Хочешь быть счастливым – плавай
Плавай в Олимпе, плавай.
 Вечером спешу с работы
Дома сбросить все заботы
Сумку я в бассейн хватаю, еду песню запеваю.
 Для души есть все, что хочешь
Сауна, массаж и прочее
Музыка всегда играет
Настроение поднимает

 В. Плакида

По просьбе TTR молодой архитектор Михаил Солодилов рассказывает о культовых тольяттинских сооружениях. В свежем выпуске, как вы уже догадались, речь пойдет о спорткомплексе «Олимп».

Отец богов и людей, громовержец Зевс, главный греческий бог поселился на горе Олимп не случайно. Ведь Олимп – самая высокая гора Эллады — ну разве не самый лучший наблюдательный пункт за смертными и другими богами. Плавающие посетители «Олимпа» наверняка ловили себя на мысли, что высокая арочная конструкция над главной чашей бассейна возвышает человека, возносит его на высоты смелой инженерной мысли, давая простор для воображения. Но пространство этой конструкции одухотворено, во-первых, прекрасным витражным остеклением, которое пропускает большой поток света, во-вторых вкраплениями монументально-декоративного искусства, в-третьих гигантскими растениями, произрастающими в горшках. Уже на подступах к бассейну, человеку предстает грозная гора с козырьком, напоминающим декорацию к фантастическому фильму о космосе. К чему этот футуризм? Для города будущего, в котором должно было вырасти гармонично развитое поколение, для будущих титанов коммунистического общества мог подойти только такой гигантский баптистерий, обращающий ветхие, обмякшие тела в прекрасную форму и тонус. Спортивный комплекс «Олимп» входит в целую масштабную систему объектов спорта, которая включает в себя Дворец спорта «Волгарь», стадион «Торпедо» и множество игровых площадок. Все это в сумме образовывает зону отдыха, в которой человек приходил в себя от трудов праведных и перевоспитывался, обращался в новую веру.

3

Многие помнят времена, когда в «Олимпе» можно было поиграть в игровые автоматы, также там продавались музыкальные кассеты например Кристины Агилеры или Бритни Спирс. Многие школьники, не прошедшие медосмотр из-за розовой манту, могли спокойно перекусить компотом с пирожком в буфете и подождать на мягких пуфах. Напластование личных историй создает вокруг Олимпа привлекательный ореол, от которого комплекс только выигрывает.

4

Воплощение идеи В.И. Ленина о гармонично развитом человеке коммунистического общества неразрывно связано с физической культурой и спортом. В Тольятти, как и во всем СССР решалась проблема массового физического воспитания и отдыха как результата признания важнейшей роли спорта в физическом и духовном развитии человечества. Об этом свидетельствуют, в частности, и основные положения “Хартии спортивных сооружений” Международного союза архитекторов (Осло, 1964 г.). Развитие физической культуры и спорта обеспечивалось необходимой материальной базой и, в первую очередь, сооружениями для общефизической подготовки, проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований.

5

Спортивный комплекс Олимп – пример комплексного подхода в области создания зрелищного и спортивного сооружения. Проект универсального комплекса создавался силами ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, мастерской №5 под руководством Л. Адлера. Главными архитекторами проекта были Б. Аверинцев и И. Бессонова. Аверинцев еще в 1954 году работал с арочными несущими конструкциями в проекте зимнего плавательного бассейна ЦСКА в Москве на Ленинградском проспекте. Здание отличает уникальный мозаичный барельеф, находящийся в верхней части фасада бассейна. Это был первый 50-метровый бассейн в СССР, а начинал его строить сын Сталина Василий. Как известно Василий Сталин был арестован сразу же после смерти Иосифа Сталина, но сохранились любопытные рассказы о строительстве бассейна: “Бесспорно, что я занимался не своим делом и никто, конечно, мне не поручал строить водный бассейн. Одной из побудительных причин к этому явилась мастер спорта по плаванию, моя сожительница Васильева Капитолина. Васильева меня подбила на сооружение водного бассейна и, желая угодить ей, а, также рассчитывая популяризировать себя сооружением бассейна, я поставил перед собой задачу осуществить эту затею”. Ну конечно, для чего же еще строить самый большой бассейн в СССР как не для того, чтобы угодить любовнице. Вода как скульптор формирует совершенное тело.

6

В мировой истории архитектуры необычный образ нашего отечественного бассейна однажды был описан Ремом Колхасом, наверное, одним из самых известных ныне здравствующих архитекторов. Это была своеобразная метафора переноса зерен авангардного конструктивизма на западню почву, в которых эти зерна проросли постмодернистскими ростками. В 1977 году он напишет главу нашумевшего бестселлера “Нью-Йорк вне себя” под заголовком “История бассейна”. Он напишет: Однажды во время занятий некий студент спроектировал плавучий плавательный бассейн. Никто не помнит, кто это был. Идея носилась в воздухе. Другие студенты проектировали летающие города, целые искусственные планеты. Кто-то должен был изобрести плавучий плавательный бассейн. Плавучий бассейн – островок чистоты в отравленной воде – казался первым шагом, пусть скромным, но радикальным, на пути улучшения мира с помощью архитектуры. Чтобы доказать правильность этой идеи, студенты-архитекторы решают в свое свободное время построить прототип. Их бассейн – это прямоугольник из металлических листов, прикрепленных винтами к стальной раме. Две на первый взгляд бесконечные, вытянутые в линию раздевалки образуют его длинные стороны – одна для мужчин, другая для женщин. На обоих концах находятся стеклянные вестибюли с двумя прозрачными стенами в каждом; через одну можно наблюдать за бодрыми и порой очень увлекательными подводными упражнениями, через другую – за рыбами, которые мучительно умирают в загрязненной воде. Таким образом, это были истинно диалектические пространства – для физических упражнений, искусственного загара и светского общения практически обнаженных купальщиков.”

7

В итоге группа архитекторов конструктивистов в сталинские 30-е начинает свой непрерывный заплыв в сторону золотых куполов Кремля, силой противодействия направляя бассейн прочь от Москвы в сторону Нью-Йорка. Когда они доплыли, ньюйоркцы не колеблясь начали критиковать дизайн бассейна. Они все теперь против модернизма. Игнорируя невероятный упадок собственной профессии, свое все более нелепое несоответствие эпохе, безнадежность своей деятельности по производству тоскливых загородных особняков, вялый саспенс всех тех же банальных проблем, сухость собственной фальшивой поэзии, муку неуместных умствований, они жаловались, что бассейн слишком прямолинеен, слишком робок, слишком скучен. В нем нет исторических аллюзий, декора, новизны, напряжения, остроумия – только прямые линии, прямые углы и жухлый цвет ржавчины. В своей безжалостной простоте бассейн представляет для них угрозу – словно термометр, который можно сунуть в их проекты и измерить жар разложения. Для Тольятти это близко, ибо, начиная с начала 2000-х, подобная риторика стала постепенно уничтожать чистоту первозданного модернистского города.

8

В настоящее время Спортивный комплекс Олимп активно преображается. TTR удалось узнать, что одним из будущих проектов является создание спортивной Аллеи Славы вдоль главного фасада здания. За подробностями пришлось отправиться в мастерские кафедры Дизайна и инженерной графики ТГУ, в которых генерируются варианты будущего облика и развития города Тольятти. На вопросы отвечали старший преподаватель Мария Степанова и ее подопечная, студент четвертого курса Екатерина Иванская.

Как возникла идея проекта «Аллея Славы»?

Мария Степанова: Инициаторами проекта стала креативная команда благотворительного проекта «Сотрудники добра». Официальное сопровождение в разработке этого проекта оказывается Фондом «Духовное наследие», который и обратился на кафедру «Дизайн и инженерная графика» ТГУ для разработки проекта «Аллея Славы». Предполагалось, что в проекте будет задействована только очень малая часть территории, примыкающая непосредственно к фасаду УСК «Олимп». Но мы предложили рассмотреть в проекте всю территорию, прилегающую к спортивному комплексу, что позволило создать её целостное видение.

В чем идея территории в целом?

Екатерина Иванская: Идея территории заключается в создании спортивного парка с большим количеством видов активности. На данный момент уже выполнено примерное функциональное зонирование территории, в котором намечены турниковый комплекс для воркаута, площадка для паркура, зона отдыха, летнее кафе, беговые и велодорожки, а также сцена для проведения мероприятий, презентаций, а также мастер классов.

На что вы опирались, предлагая такое функциональное наполнение территории?

Екатерина Иванская: Мы активно ведем работу с жителями города Тольятти. Посредством анкет и соцопросов, на данный момент были выявлены некоторые пожелания горожан относительно данной территории, которые были учтены при создании проекта. Кстати говоря, наши читатели тоже могут заполнить анкету, тем самым приняв участие в разработке спортивного парка.

Откуда предполагается взять средства на реализацию этого проекта?

Проект получил одобрение Городской Думы Тольятти и попал в программу бюджета на 2015 год, таким образом, денежными средствами будет обеспечена реализация первого этапа проекта. Также есть план сбора пожертвований, т.к. проект является благотворительным. Крупным компаниям Тольятти также предлагается посодействовать его реализации (по примеру Парка Горького в Москве, где строительство части спортивных сооружений финансировалось компаниями, продающими спортивную одежду и инвентарь).

Для того чтобы учесть все пожелания при проектировании пространства, был создан опрос, который TTR настоятельно рекомендует пройти.

 

0 0 0 0 0