Наргиза Тохтасунова: «Делай то, что ты любишь, и кайфуй»

Опубликовано 07 апреля 2015 в 11:23
0 0 0 0 0

Глядя на эту хрупкую девушку небольшого роста можно не сразу заметить, что энергии в ней хватит на пять человек и еще одного интроверта. Редактор TTR Юрий Печкин поговорил с известным тольяттинским фотографом Наргизой Тохтасуновой о том, откуда она берет силы, чтобы работать и ни на секунду не сбавлять темп, как у бегуна на эстафете.

thiuAbFGnkg

— Расскажи, с чего началась твоя фотографическая деятельность?

— К фотографии меня тянуло всегда. Я была еще совсем маленькой девочкой, но уже тогда чувствовала большую-большую ответственность, когда мы делали какие-то семейные фотографии. Их всегда хотела делать я. Для меня фотография была каким-то очень важным моментом. Мой дед и отец фотографировали, и когда речь заходила об общих фотографиях, мне хотелось быть тем человеком, который сохранит этот момент. Позже, в 2006 году мы всей семьей ездили к отцу на родину. Цифрового фотоаппарата тогда у нас еще не было, только папин телефон Siemens S60 или 65, который был у меня вместо фотоаппарата. Всю дорогу из Тольятти в Киргизию, растянувшуюся на четыре дня, я не выпускала его из рук. Снимала горы, степи, всех родственников, а после отпуска родители напечатали порядка 150 из этих фотографий, так они им понравились.

 

bf9Objxd6P4

— А первый фотоаппарат у тебя когда появился?

— Первую цифровую мыльницу подарили родители в 2006 году. Я везде и всюду брала ее с собой, потому что она была очень удобная и помещалась в сумку. Люди обратили на меня внимание, и я начала пользоваться спросом. А тут еще и социальные сети стали развиваться.

Фотографии у меня тогда были в «модной» обработке, черно-белые с синими шарфами, когда нужно было непременно оставить часть фото цветным

Тогда я мечтала стать журналистом, потупила на журфак в ТГУ, начала учиться и со временем поняла, что мне больше нравится не писать, а выражать свои мысли через фото, ведь иногда проще показать, чем описать словами. И с тех пор вплотную начала фотографировать. Уже тогда звали на мероприятия, был какой-то интерес ко мне.

Q5DlTbZMli0

— Недавно прошла твоя персональная выставка, как впечатления?

— Выставка у меня была самая первая и самая спонтанная. Спонтаннее этой не бывает выставок, как мне кажется. Я сотрудничаю с «Кирпичом», снимаю у них концерты. На вечер классической музыки им понадобился фотограф. За пару дней до мероприятия организаторы предложили мне выставиться в рамках этого события. Я не стала упускать этот шанс, посоветовалась с друзьями, они поддержали, и я окончательно решила выставляться. Быстро отобрала фотографии, нашла типографию, которая готова была напечатать мне все необходимое в нужном формате. Фотографии были готовы прямо в день выставки, а через 15 минут после того, как мы повесили последнюю, в зал стали заходить первые посетители.

Я слышала комментарии, что у нас в Тольятти так снимать не умеют, и все фото из интернета скачали. Сомнительный комплимент, конечно

На вечере классической музыки я была фотографом. Большую часть времени я провела работая, но у меня были друзья, которые следили за ходом выставки. Особенно мы переживали, чтобы ничего не упало и не отвалилось, так как все было сделано на скорую руку. В перерывах я прибегала посмотреть на реакцию посетителей. Люди были реально заинтересованы работами. Ко мне подходили, обо мне спрашивали. Даже бабушки с дедушками, которые пришли на мероприятие, подходили и говорили, что я молодец.

IMG_0325

— Вы основали с Ксюшей Карпуниной одну из первых в городе интерьерных фотостудий. Как появилась такая идея?

— С Ксюшей мы начали с того, что стали искать небольшое помещение с серым фоном, потому что она занимается съемкой школьников на выпускные альбомы, а мне нужно было как-то себя реализовывать. Это было осенью 2013 года. Мы сняли помещение в торговом доме «София». Там пробыли недолго, потому что нам предложили замечательный офис на Ленинградской, 15. Тогда мы сотрудничали с оформителями мероприятий «ПараРук». От них поступило предложение, мол, у вас есть своя фотостудия, а у нас есть, что в нее добавить. Давайте сделаем общий новогодний проект. О студии начали узнавать знакомые, писать фотографы. Мы стали что-то еще добавлять в интерьер и начали сами обустраиваться. Теперь большую часть времени в студии снимаем не мы с Ксюшей, а арендующие ее люди. Получился свой небольшой бизнес.

OAeKZ2tP3Fo

— Многие говорят о тебе, что ты — «та девочка с Карпуниной». Легко ли быть «номером два»?

— Я никогда не считала себя «номером два». «Девочка с Карпуниной» — это потому что нас ассоциируют со студией. Мы работаем с ней в разных направлениях. В последнее время я ушла в репортажную, концертную съемку. Ксюша больше занимается студией, за что ей от меня огромное спасибо, потому что помимо фотографирования и работы, я еще и учусь. А Карпунина – лицо студии, заведует всем большую часть времени. Она наш идейный вдохновитель. Мы вместе советуемся, вкладываем деньги, красим, строим, но так уж получилось, что, по мнению людей, я – «номер два». Если говорить о студии, то я не буду с этим поспорить. Больше времени в ней проводит Ксюша.

MZyjfroZxxo

— Есть мнение, что хорошо сфотографировать девушку может только фотограф-мужчина. Ты готова поспорить с таким утверждением?

— В основном я фотографирую девушек, и не могу согласиться с этой гипотезой. Хорошо сфотографировать человека можно, только если он расположен к фотографу.

У Паланика есть цитата: «Ты хорошо получаешься на фотографии, если тебя фотографирует тот, кого ты любишь». Концовку можно заменить на «тот, с кем тебе хорошо».

В фотосъемке, как в журналистике. Когда берешь интервью, надо сначала расположить к себе человека, поговорить с ним, чтобы он расслабился. И не важно, какого пола или возраста фотограф. Самое главное, чтобы тебе с этим человеком было комфортно. Мужчины, конечно, женщин видят как-то по-особенному, фотографируя их. Но парней я, например, снимаю мало.

_nHsJywiiRI

— Почему так получилось?

— Когда я уходила в коммерческую съемку, упор делался на девочек, всё-таки они больше любят фотографироваться. И в какой-то момент я, видимо, упустила эту ступень, перешагнула через нее, просто не занималась съемкой парней. Сейчас я думаю о том, чтобы заняться мужским портретом, потому что вокруг много интересных лиц, которые хотелось бы запечатлеть и показать. Но пока я сильной потребности в этом не чувствую.

G_DhYdQ1AUE

 — Есть ли какие-то местные фотографы, работы которых тебе интересны?

— Я не особенно слежу за творчеством местных фотографов. Талантливые фотографы у нас, разумеется, есть. Но вот что касается свадебных фотографов, мне мало чьи работы нравятся.

Одна девушка спросила меня, кого бы я наняла снимать собственную свадьбу. Я очень серьезно задалась этим вопросом и не сразу смогла на него ответить.

Я недавно познакомилась с Женей Рогачевой. Много видела ее фотографий в интернете, не знала, что это у нас снимают. Она оказалась очень приятной и интересной девушкой. Мне нравится, как она снимает портреты. Мало фотографов видит человека так, как она. Еще мне очень нравятся эмоциональные портреты Саши Юдина. Это просто отдушина среди однообразности и одинаковых фото с одними и теми же цветами-венками, в одинаковых локациях и декорациях. А за творчеством Юдина наблюдать интересно.

OwAJ_K6vyV0

— Ты снимаешь свадьбы?

Да, у меня есть такой опыт, даже даты на весну и лето забронированы. В свадебную фотографию я пришла по знакомству. Девушка, с которой мы давно знакомы, выходила замуж и очень захотела, чтобы я снимала свадьбу. Я замялась. Для меня фотография – это ответственность, потому что ты сохраняешь момент, важный в жизни человека. Свадьба – это целый день, собранный из таких моментов. Девушка предлагала любые деньги, она хотела, чтобы рядом был человек, с которым ей было бы легко. Я долго думала, все взвешивала и, в итоге, согласилась. Я отработала на свадьбе с 6 утра до 12 ночи. Я не чувствовала усталости абсолютно, был энтузиазм и огромная заинтересованность.

В конце свадебного дня молодожены подошли ко мне и сказали, что ближе меня для них на свадьбе никого не было. С ними я прочувствовала каждый момент.

Участвовала в решении каких-то проблем, успевая при этом снимать. Результатом они остались очень довольны, еще не раз звали их поснимать уже вместе с ребенком. Это было в 2012 году. Фотографии я выложила в сеть и после этого стали поступать заказы. Я не рекламирую себя активно, потому что свадебная съемка — это коммерческое направление фотографии, а сейчас я чаще снимаю для души то, что мне интересно. Но если мне нравится пара, я им не отказываю.

IMG_0868 копия

— Получается, что тебе приходится где-то подрабатывать?

— Мой основной заработок – работа администратором в кафе. Там меня очень устраивает график. В выходные дни я могу проводить съемки. Не устаю — успеваю работать, учиться, фотографировать, заниматься делами студии.

Сансэй

— Что тебя вдохновляет?

Я знала, что этот вопрос будет. Меня вдохновляет моя мама и люди. Совсем недавно я ощутила на себе, что такое творческий кризис. Я фотографировала девушку на набережной, пришла домой и расстроилась. Мне не понравился ни один кадр. Может, потому что я давно не снимала, устала после двух сессий и съемка вышла спонтанной. Потом я снимала каталог для Кати Иванской, которая занимается созданием бра ручной работы. После этой съемки я снова почувствовала прилив сил. Я ощутила ее вдохновение, энтузиазм и движение вперед, и это вдохновило и меня.

В какой-то момент я поняла, что без движения жизни нет, поэтому я живу в бешеном ритме

Совмещаю учебу с работой в кафе и на студии, со съемками. Люди поражаются, как у меня все это получается. Если я останавливаюсь, мне становится не по себе. Я не знаю, что такое встать и не знать, что ты будешь делать завтра. Когда мне кто-то жалуется, что сидит на ужасной работе и не знает, что делать, я отвечаю: «Займись собой, начни учить язык, читай книги». Нужно найти себе занятие и наслаждайся этим. Делай то, что ты любишь, и кайфуй.

0 0 0 0 0