Меню
M+6 °
Тольятти
ЛондонВладивостокСаратовНовосибирскСанкт-ПетербургКалининградЕкатеринбургУфаВоронежЯрославльЧебоксарыСимферопольКраснодарСочи
Общество

Драматург Дарья Муранова: «Человек слышит и воспринимает только то, что близко ему»

Опубликовано 20 июня 2017 в 11:48
0 0 0 0 0

С 19 июня в театре «Дилижанс» идет фестиваль «Премьера одной репетиции». 22 июня на малой сцене самарский «Театр им. Зигмунда Фройда» сыграет спектакль по пьесе тольяттинского драматурга и поэта Дарьи Мурановой «Про завод». Предыдущая постановка рок-оперы, написанной автором, прошла со скандалом. TTR расспросил Дарью о новом спектакле, выборе режиссера и театра, критериях успеха постановки и вопросах руководителю департамента культуры.

О чем твоя «Пьеса про завод»? Из описания на странице фестиваля «Премьера одной репетиции» непонятно почти ничего.

Я специально назвала пьесу предельно понятно, чтобы исключить этот вопрос на ранних и поздних стадиях показа этой работы. Спектакль про завод и пьеса про него же.

Мой спектакль сложен в своей идее, но достаточно прост для восприятия. Я подняла в нем множество проблем: семья как среда, из которой вырастает человек; пропасть между простыми людьми и деятелями культуры, которую ни те, ни другие не желают переходить; одиночество человека; самообман, что настоящее никому не нужно, и потому я буду делать глупые и пустые вещи, которые точно купят.

Лозунгом спектакля стало: «Правду нужно писать». И пьеса — о правде. О неприятной и грустной, но той, которую вы сами знаете, но почему-то игнорируете.

Надеюсь, зритель задаст себе важный вопрос: «Почему мы все пишем ту самую «пьесу про завод» или ходим и хвалим все эти «пьесы про завод»?.

А вот о чем я, узнаете на премьере.

В списке актеров заявлены люди, которые играют массовку на митинге. Будет что-то сказано о протестной активности последних нескольких месяцев?

Митинг не будет иметь отношения к оппозиционному движению и к политическому тоже. Это одна из комичных сцен в спектакле и не более того.

Почему ты решила написать комедию?

Мы с Игорем Кузнецовым, собственно, режиссёром спектакля долго думали над жанром. Конечно, комедией в чистом виде это не будет. Будет смешно, будет не смешно. В итоге, Игорь предложил назвать этот жанр, как отсылку к Чехову и его комедиям. Вы сильно смеялись над «Вишнёвым садом»? Однако жанр автор указывает конкретный. Зритель привык к излишней прозрачности. Комедия — поржать, драма — поплакать. Но все не так просто. Чтобы рассказать историю со всех сторон, нужны оба компонента. Но да, смешно будет.

Многие помнят конфликт, который разгорелся между тобой и режиссером во время постановки рок-оперы, которую ты написала. Как ты выбирала режиссера и театр в этот раз?

Конфликт вокруг «Жанны Д’Арк» был из-за изменения финала всего произведения в угоду религиозным взглядам режиссёра. Это не конфликт вокруг спектакля, это обесценивание работы автора над текстом в итоговом продукте. Не думаю, что Игорь Кузнецов, состоявшийся и опытный режиссёр, будет менять диалоги до неузнаваемости, дописывая собственные мысли. А это все, на что я имею претензии.

Мы с Игорем познакомились в Самаре два месяца назад. Моя подруга показала ему мою пьесу, и он вызвался взяться за её постановку. Это здорово. Я видела спектакли Игоря раньше, и мне они очень понравились. В диалоге он показал себя человеком умным и глубоким. Большего мне не требовалось. Я согласилась и предложила сделать этот спектакль не только для Самары, но и показать на фестивале в «Дилижансе». На том и порешили. Никакой невероятной истории здесь нет. У меня был материал, и мне требовался режиссёр для его реализации. Я очень горжусь, что им станет именно Игорь и его театр. Считаю, что мне очень повезло в этом плане.

Была ли ты на репетициях спектакля?

Я не была на репетициях, так как они проходят в Самаре, а я человек работающий пятидневку, как все простые смертные. Но мы с Игорем часто списываемся и созваниваемся. Обсуждаем основные моменты. Я ничего не понимаю в режиссуре и актёрской игре и особых советов дать не могу, как вы понимаете. Моё эго не достигло масштабов «Я специалист вообще во всем», иначе зачем бы я искала профессионального режиссёра? В конце концов, сделать спектакль — это его задача. Моя задача — написать историю и написать настолько хорошо, чтобы было что играть и смотреть. Вот об этом я могу поговорить, а о том, как идут репетиции или какие приёмы использовал режиссёр должен говорить режиссёр.

Забавно смотреть, как выдуманных тобой людей играют настоящие люди. И мне всегда интересно узнать, почему они делают это именно так. Почему считали именно такой образ героя. Это даёт возможность посмотреть на текст со стороны, а не изнутри. Вот три месяца назад люди эти были только плодом моего воображения. Существовали и говорили только в моей голове. Но 22 числа они выйдут на сцену.

Удивительная штука. А после удивительно, что увидит зритель. Какой окажется твоя пьеса для него. Человек слышит и воспринимает только то, что близко ему. Важно говорить на его языке и взывать к некому общему опыту. Будет он смеяться или плакать. Пожалеет главного героя или станет осуждать. Это и есть самые интересные вещи в работе драматурга. Все прочее — просто способы на них выйти.

Согласна ли ты с тем, как режиссер Игорь Кузнецов увидел и поставил твою пьесу?

Я согласна с тем, как Игорь Кузнецов видит основные конфликты в пьесе и их понимает. И этого для меня вполне достаточно. Режиссёр не мой клон с дополнительными навыками. Это другой человек со своим опытом. Наши взгляды в деталях могут не совпадать и этот хорошо. Как и со зрителем в итоге не будет, что каждый как под копирку встанет и скажет то, что я от них ожидаю. Это было бы глупо. Я ожидаю, что люди увидят текст по-разному. И я через них тоже смогу увидеть его иначе и удивиться.

При каких условиях ты сможешь сказать, что спектакль прошел успешно?

Мне бы хотелось, чтобы на спектакль пришли очень разные люди. Те, кто не любит читать. Не был в театре раньше. Не видел современных постановок. Заводчане или художники. Я позвала, например, девушку с кассы «Макдоналдса», которая часто наливает мне кофе там. Было бы здорово, если бы пришли именно такие люди. Не другие писатели и театралы, чтобы после в разговоре показать сколько они читали и видели. Как разбираются в приёмах. А самые обычные. И эти самые обычные люди высказали бы самое обычное мнение: мне понравилось/не понравилось. Я понял, что это вот о такой простой вещи. Я сам такое пережил. Вот это было бы моей личной победой. Когда простой житель города рассмеется или заплачет от моего текста. Вот для этого он существует.

Тебя знают, как поэта. Как много ты пишешь сейчас? Почему ты совсем не выступаешь со своими стихами?

Я выступала в Самаре два месяца назад. Просто не хочу устраивать личный литературный вечер. Не вижу в этом плюшек для себя, а моё поэтическое эго не требует дополнительного признания сейчас.

Оказавшись перед новым руководителем департамента культуры администрации Тольятти, что ты ей скажешь?

Мне нечего говорить представителям власти. Я хочу говорить со зрителем о нем. Я крайне негативно отношусь к концепции «культуры для культурных», на которой строится большая часть событий в этой среде. Нужно выходить к людям, говорить с ними о том, что литература и театр это не занудно, скучно и непонятно. Что постановки делаются не ради эксперимента над своим режиссёрским дарованием, но и не для развлечения их. Об этой золотой середине часто забывают наши деятели.

0 0 0 0 0
Новости smi2.ru
новости

Новости smi2.ru