5-7 лет назад, когда речь шла о покупках «в магазине», мы думали о необходимости добраться до какого-то места. Сейчас при желании онлайн можно купить все: от носков до квартир. Интернет-магазины (ИМ) плотно вошли в нашу повседневность, оффлайн жизнь плавно перетекает в онлайн. Торговля в сети развивается, это подтвеждают данные издания «Ведомости» о росте интернет-продаж на 30% в 2016 году по сравнению с тем же периодом 2015 года. Как понять, нужен ли бизнесу интернет-магазин и с чего начинать работу над этим каналом продаж, расскажут TTR и Агентство экономического развития Тольятти.
Что такое интернет-магазин и кому он нужен
Для клиентов Интернет-магазин – это онлайн-каталог товаров с опциями по выбору способа оплаты и доставки заказа. Покупатель получает возможность комфортного выбора, расширяет географию покупок и экономит время. Для предпринимателей ИМ – это дополнительный или основной канал реализации товаров и возможность увеличить объём продаж за счет большего охвата аудитории, снижая при этом затраты.
Перед разработкой интернет-магазина предприниматель должен разобраться с рядом вопросов. Во-первых, выясните, разрешено ли организовывать дистанционную продажу ваших товаров, для медикаментов и алкогольных напитков – это неприемлемая опция, подробнее здесь. Во-вторых, проанализируйте целевую аудиторию. Часто ли ваши покупатели пользуются интернетом? Интересно ли им делать покупки онлайн? В-третьих, обратите внимание на конкурентов – есть ли у них онлайн-продажи? Если нет, то стоит задать себе вопрос: будете ли вы успешным первопроходцем или ваш коллега по сфере уже оценил аудиторию, риски, выгоду и отказался от этой идеи? Определили, что ИМ будет полезен для бизнеса? Переходим к созданию интернет-магазина.
Основные шаги запуска интернет-магазина
ИМ – это в первую очередь сайт. Существует пара вариантов подготовки интернет-магазина. Первый способ быстрее, проще и дороже: сделать «под ключ» у компании-разработчика. Второй – самостоятельно с фрилансерами постепенно, максимально настраивая под свой бизнес, готовить сайт, сокращая финансовые затраты. Рассмотрим основные шаги для выбравших второй вариант.
Шаг 1. Продумать технические вопросы
Начнем с технической стороны вопроса. «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Поговорка старая, но вопрос нейминга актуален. Выберите адрес интернет-магазина и проверьте, свободен ли такой домен. Следующий этап – это покупка хостинга. При выборе важны параметры максимального количества http-запросов в секунду на один домен, объём файловой системы, среднесуточной нагрузки и другое. Далее вопрос по созданию сайта. Есть два варианта – разработать движок с нуля или взять готовый шаблон на платформах типа OpenCart или 1С-Битрикс. Второй вариант гибче: сайт не будет зависеть от конкретного разработчика, а следовательно, реально найти адекватные по стоимости услуги. Вносить изменения в готовые решения может специалист, имеющий опыт.
Шаг 2. Разработать структуру и контент сайта
Разработка сайта начинается с его структуры. Какие будут разделы и подразделы, нужны ли выпадающие списки, настройка навигации и прочие опции. Далее идет разработка шаблонов типовых страниц. Все это нужно определить, ориентируясь на планируемый контент и разработать подходящий дизайн.
Интернет-магазин – это не просто сайт, здесь критично всё: корректная работа фильтров отбора товаров, функции калькулятора, модулей оплаты и доставки, возможность активации бонусных кодов. Каждая опция – это отдельный этап работы и тестирования.
Отдельный фронт работ – это подготовка контента. Написать качественные тексты и сделать красивые фото- и видеоматериалы – задача времязатратная, это нужно делать в параллели с предыдущими этапами.
Далее вспомним о сервисах аналитики. Отслеживать посещаемость, вычислять процент целевой аудитории поможет Google Analytics, Яндекс.Метрика или другие сервисы. Эта функция поможет лучше понять периоды максимальной активности, даст обратную связь по рекламным кампаниям.
И на протяжении всего процесса подготовки сайта должно проходить тестирование всех возможных опций и различных сценариев. Это тот случай, когда много проверочных действий не бывает.
Шаг 3. Не забывать об оффлайн
Помимо работы в интернете, есть еще блок задач в оффлайне. Открытие расчетного счета, заключение договора с транспортными компаниями, организация склада – все должно быть готово, протестировано и отлажено до запуска интернет-магазина.
О затратах на интернет-магазин
Интернет-магазин и оффлайн торговая точка имеют разные статьи затрат. Сложно сказать, что и для какого бизнеса выгоднее, нужно анализировать статьи затрат конкретной компании. Шаблонно можно говорить о следующем.
Основные статьи расходов розничной продажи: плата за помещение, стоимость оборудования и мебели, з/п продавцов, содержание склада, оплата транспорта грузов, реклама.
Основные статьи расходов ИМ: затраты на запуск сайта, оплата домена и хостинга, з/п онлайн-менеджера, отчисления за услуги онлайн-оплаты с каждой покупки, стоимость логистических услуг, реклама.
При правильно оптимизированном ИМ затраты существенно снижаются за счет отсутствия стоимости аренды и оплаты персонала.
Типичные ошибки:
- Отсутствие синхронизации статуса наличия товара с программой учёта.
- Информация, путающая клиента.
- Сбой систем оплаты.
- Ошибки в доставке товаров/длительное время ожидания клиента.
Напоминаем: платежи, сделанные через модуль оплаты ИМ, отображаются на расчетном счёте.
Задача бизнесмена – обеспечивать рост продаж и думать, какие каналы для этого использовать. Интернет-магазин является одним из возможных решений, которое может стать основным инструментом. Развитие онлайн-продаж зависит от качества продвижения. При успешном проекте ИМ розничная торговля становится ненужной.