Развлечения

«Надо посмотреть». Репортаж с открытия «Внутренней периферии»

Опубликовано 23 августа 2015 в 19:35
0 0 0 0 0

В пятницу в ОСИ открылась, пожалуй, самая емкая и неожиданная выставка тольяттинского современного искусства «Внутренняя периферия». Редакция TTR не только практически полным составом участвовала в развеске и монтаже, но и, разумеется, сходила на открытие.
«А потом мы сделали еще одну выставочку», —сообщил собравшейся на открытии публике глава творческого союза художников «Солярис» Олег Березин. Тут у седовласого грузного мужчины в кепке NY в третий раз зазвонил телефон. «Президент, сними уже трубку», —раздались настойчивые требования члена союза с задних рядов. Березин решил внять этим выкрикам и погрузился в общение с одним из своих опоздавших подопечных. Звонок отвлек Олега от обстоятельного рассказа о первом годе работы «Соляриса», члены которого впервые выставлялись сегодня в таком широком составе в стенах Тольяттинского художественного музея. Куратор выставки Саша Щербина попыталась не дать Березину рассказать об остальных двадцати пяти годах работы творческого союза, на что, к ужасу собравшихся, он был явно настроен, но Олег решительно взял слово и поведал что-то еще, потом немного растерянно оглядел слушателей и, как будто слегка виновато изрек: «Надо посмотреть».

Однако стыдиться за отобранные на выставку работы главе творческого союза не пришлось совершенно, тем более что значимую часть одного из пространств отдела занимали картины самого Березина. Серии пейзажей с деревьями, выполненной в совершенно фантастических красных тонах, противопоставлялись стога, для которых автор подобрал насыщенную синим цветовую палитру. Стену другого зала занимала другая огромная работа Березина, сообщающая о том, как в воды озера запускали зеленых рыб люди прямо с деревянной лодки. Судя по году написания, автор явно вдохновлялся новостными сюжетами о карикатурной битве городских политических элит за голоса избирателей с зелеными водорослями в местных озерах. Последние в ней, кажется, победили, потому что первых так и не выбрали на руководящие посты. Рядом с этой картиной висела абстракция, написанная на куске рулона обоев. Цвета в этой работе были подобраны или настоящим гением, или конченым психопатом, а может быть автор является и тем и другим. В другом зале на стене расположился мрачный красно-сине-черный пингвин с женской грудью не самой привлекательной формы. Рядом — огромное полотнище, изображающее сцепившихся носом и клювом человека (?) и птицу (?). Осталось неясным, был ли это самый краткий пересказ последнего романа Пелевина, или ода любви без границ. На противоположной стене собрали работы, по стилю отдаленно напоминающие творчество грузинского художника Нико Пиросмани. Но все внимание пришедших приковывала к себе мумия, расположенная в центре зала. В мастерской художника, эта скульптура хранилась в деревянном ящике, похожем на гроб. В отделе современного искусства ее закрыли необработанными паллетами. Многие из посетителей были уверены, что внутри под тряпками находится не деревянный каркас-скелет, а настоящий труп человека, испытывавшего страсть к ношению безвкусных солнцезащитных очков, которыми скульптор увенчал голову мумии.

Пожалуй, самым интересным объектом стал творческий союз проектора, пианино и комнатного растения в кадке. Называлось все это «Реверсивная синестезия фикуса». Главным действующим лицом здесь был автор этого объекта главный по тольяттинскому видео-арту Константин Николаевич. Он соединил проводами пианино и проектор, написал программу, благодаря которой нажатие любой клавиши меняло цвет и форму рисунка транслируемого на фикус. Автор в полной темноте сыграл на инструменте, так фикус понял, что ощущают завсегдатаи клубов. Позже опыт смогли повторить все желающие. Мы в TTR уверены, что растению, после пережитого погружения в клубную жизнь явно потребуется длительная реабилитация.

Важной частью вечера стал нойз-концерт, который поделил публику на тех, кто не выдержал мигрени и устремился на воздух к спасительным скамейкам, у других, которые мужественно остались слушать живую музыку, способную поднять из могилы даже мертвого, в зале. В какой-то момент у музыкантов наступил момент просветления и немногочисленный слушатели даже стали пританцовывать. Среди них была и очень красивая модель со снимков фотографа Юдина. Впрочем, спустя пару минут все вернулось на круги своя. Окончание концерта поставило логическую точку в пятничном открытии.

Следующим утром куратор выставки, руководитель ОСИ Саша Щербина увлеченно рассказывала о том, что ее легко можно предложить для экспонирования музеям из других городов, настолько высок уровень представленных работ.

Выставка «Внутренняя периферия» продлится в Отделе современного искусства (Свердлова, 3) до 19 сентября.

0 0 0 0 0