Ирония, чиновники и арт. Руководитель отдела современного искусства о своей работе

Опубликовано 06 мая 2015 в 15:30
0 0 0 0 0

TTR решил узнать, что такое современное искусство, и поговорил с куратором места, где его точно можно найти. Руководитель отдела современного искусства Тольяттинского художественного музея Саша Щербина рассказала о подлинном и мнимом и объяснила, почему искусство должно внедряться в сознание горожан только постепенно.

Давай начнем сразу с главного. Что такое современное искусство?

На этот вопрос сложно ответить однозначно. Это искусство, которое говорит с человеком на максимально современном языке, дает ответы на вопросы актуальные в данный момент, рождает у зрителя внутренний конфликт и диалог. Каждое произведение требует знание определенного кода. Мне, например, очень нравятся работы арт-группы AES+F. Художники делают актуальное российское современное искусство, они ироничны и самоироничны. Это те качества, которые необходимы и современному человеку, и которыми наделено современное искусство сейчас.

Мне всегда казалось, что современное искусство – это протест и бунт против системы. Отдел современного искусства является составной частью муниципального Художественного музея. Тяжело ли тебе работать с чиновниками?

Нелегко. Я в первую очередь куратор выставок и выставочных проектов, и мне сложно параллельно с этим вести большую долю бумажной работы, писать разнообразные отчеты-акты-справки и так далее. Помимо этого отдел современного искусства занимается фандрайзингом, и здесь бюджетная система требует прохождения длинных и сложных бухгалтерских процедур. Для меня это все похоже на огромный неповоротливый механизм, ворота которого нехотя раздвигаются, чтобы принять маленький мешочек денег, а потом с таким же трудом выдают тебе из этого мешочка по копеечке.

В России много частных музеев и галерей современного искусства. Ты не боишься, что что-то подобное появиться в нашем городе?

Я боюсь не конкуренции с частными музеями, а подмены понятий. Когда уважаемые обществом люди говорят, что вот это и есть современное искусство, народ им верит. У людей происходит замещение ценностей. Они начинают видеть подлинное в мнимом. Это не есть современное искусство. Если же ты начинаешь показывать другое, более сложное и требующее большего времени для понимания, публика остается в растерянности. Все начинают задаваться вопросом: «А где же, собственно, настоящее современное искусство?». Мне бы не хотелось, чтобы что-то подобное произошло в Тольятти.

Как, по-твоему, этому городу вообще нужно современное искусство?

Современное искусство не может быть для всех, но и без него нельзя. Два года назад, когда мы только открылись, к нам приходили люди и говорили: «Наконец-то вы в Тольятти появились!». Для тех людей, кто к нам ходит, мы, разумеется, нужны. Сейчас главная задача – привлечь тех, кто подспудно может быть склонен к современному искусству. Даже за такой промежуток времени сложно объяснить каждому жителю Тольятти, что такое современное искусство, зачем оно нужно и почему бывать на наших выставках интересно. Есть и информационные проблемы. У меня нет магического рецепта, как сделать так, чтобы Тольятти в один миг стал городом современного искусства, но мы поступательно двигаемся в этом направлении.

Расскажи, что вы для этого делаете?

Для того чтобы народ начал понимать контекст и повестку дня в искусстве, его надо приручать и приучать. На это направлены лекции, мастер-классы и образовательные программы, которые мы проводим в отделе. Мы привозим лекторов, которые рассказывают горожанам, что такое современное искусство и зачем оно нужно. Работа ведется и с детьми. Я считаю, что таким образом мы формируем целое поколение, для которого искусство станет неотъемлемой частью жизни. Главное в работе с публикой делать постепенные шаги, хотя я прекрасно понимаю, что современное искусство не терпит компромиссов, но в провинции успеха можно достичь не революцией, а эволюцией. Например, недавно мы проводили выставку работ художника Николая Кузнецова. Академическое вроде бы искусство у нас вполне получилось сочетать с современной инсталляцией «2010», которая напомнила публике о сильнейших лесных пожарах в Тольятти.

Откуда у тебя берутся силы, чтобы двигать все это?

Самый сложный вопрос. Наверно, силы у меня на все это есть потому, что с детства не любила простые задачи, мне всегда хотелось справиться с чем-то сложным, бросить себе вызов и победить. Потому что искусством и дизайном я занималась всегда, а назначение на пост руководителя отдела стало для меня воплощением давней мечты.

Тебе когда-нибудь хотелось уехать из Тольятти в Москву, Петербург или Европу? Туда, где все гораздо лучше с искусством?

Я год прожила в Европе и поняла, что я очень русская. Там хорошо работать, путешествовать, но жить я бы хотела в России. Я патриот не только страны, но и своего родного города. Об этом, конечно, не принято сейчас говорить, но это так. Мне неинтересно куда-то уезжать, когда я вижу здесь задачи, которые могу решить, и мне заниматься этим очень интересно. Зачем переезжать куда-то, где все есть, если можно сделать все вокруг самой.

 Расскажи о том, что сейчас можно посмотреть в отделе.

Прямо сейчас у нас много интересных экспозиций в рамках первого тольяттинского фестиваля графического дизайна «Рупор». Мы объясняем жителям города, зачем нужен графический дизайн, рассказываем, что они тоже являются потребителями продуктов работы дизайнера, показываем, чем хороший дизайн отличается от плохого. Непосредственно сейчас в Отделе на Свердлова, 3 проходит выставки «Что такое инфографика» и «Плакаты со всего мира». Здесь графический дизайн превращается в искусство, потому что работы таких мэтров как Петр Банков, Игорь Гурович, Дима Кавко можно воспринимать как работы актуальных художников – это не коммерческий дизайн, который мы привыкли видеть, это высшая проба графического дизайна. 16 мая будем делать параллельно со всем миром первый в Тольятти «Ресторанный день», который плавно перетечет в традиционную для нас акцию «Ночь в музее». Ресторанный день мы делаем впервые, это новый формат для музейного пространства, но я уверена, что у нас все получится. Это еще один способ привлечь в отдел новую публику.

0 0 0 0 0