Город

Что происходит с искусством в Тольятти?

Опубликовано 05 апреля 2016 в 13:18
0 0 0 0 0

В науке есть великое многообразие монографий по истории искусств — от городских и региональных до общекультурных и мировых. История искусства Тольятти еще не написана, да и в целом говорить о некой хронологии искусства в Тольятти довольно сложно. Единого источника с исчерпывающей информацией до сих пор нет, так как нет общего понимания ценности художественных практик города, их влияния на мировой, российский и региональный контексты. TTR вместе с Сашей Щербиной подготовил масштабный материал об истории и реалиях городского искусства. Внимательно рассмотрев каждое десятилетие новой истории Тольятти, мы выбрали десять самых значимых художественных явлений в каждом из них.

1960-е

Мы начнем говорить про изобразительное искусство в Тольятти сразу с 60-хх годов ХХ века — момента переноса города на новое место в связи со строительством ГЭС. Здесь нужно отметить подъем энтузиазма не только в новом городе, но и во всей стране в целом.

Перенесенный город Ставрополь становится некой мини-моделью всеобщего состояния людей.

Время оттепели 60-х гг. XX века стало символом духовного раскрепощения общества, роста надежд на возрождение культурного потенциала. У людей появилось ощущение уверенности в своих силах, стремление к новым достижениям, желание преобразовать окружающий мир, сделать его лучше, светлее. Это нашло отражение и в изобразительном искусстве. На первый план выходит прославление возможностей человека и различных профессий. Как пример, установленный в 1965 году памятник-аллегория «Рабочая гордость» (автор: Ю.И. Боско, заслуженный художник РСФСР). Скульптура изображает фигуру рабочего с обнаженным торсом, который поднял над головой аллегорическое изображение планеты с орбитой спутника как символа науки и развития. Цензура строго модерировала жизнь тех, чье настроение не совпадало с всеобщим ликованием.

1970-е

Появление в Тольятти в конце 70-х гг серии монументально-декоративных композиций «История Транспорта» на улице Революционной выглядело вполне закономерным. Тольятти – автомобильная столица, выпустившая первый в мире «народный автомобиль» — был благосклонен к искусству.

Кстати многие проекты, фестивали, конкурсы проходили при финансовой поддержке АвтоВАЗа.

Творить композицию был призван один из самых выдающихся скульпторов Страны Советов – Андрей Владимирович Васнецов (1924-2009), лауреат всевозможных государственных наград. «История Транспорта», прозванная в народе «чугунки», состоит из трех самостоятельных композиций — паровоз, колесный пароход и воздушный шар символизируют силу духа и ума человека. Эту композицию установили, чтобы воодушевлять работников завода и  стимулировать творческий потенциал горожан.

1980-е

Благоустройство города продолжается, и излюбленными видами искусства становится городская скульптура и мозаичные панно. Совершенно современный и эффективный способ получения произведения искусства: собрать в одном месте художников и дать им материал для работы. Так и сделали в 1987 году, когда провели в Тольятти первый в России симпозиум скульпторов, работающих по камню. Инициатором выступил тольяттинский художник Шандор Зихерман, который и собрал команду из 10 человек. Подготовка технической базы и материальное обеспечение производилось силами АвтоВАЗа.

В итоге были установлены 10 скульптур. Некоторые еще можно увидеть в городе: «Танец» у первого комплексного общежития, «Лето» у спорткомплекса «Олимп», «Сон» у кинотеатра «Сатурн», «На берегу» в Парке Победы.

По замыслу проектировщиков Автозаводского района Тольятти, мозаики должны были стать своеобразной выставкой под открытым небом, «одушевляющим» элементом городского ландшафта. Они мыслились как единое стилистическое целое с архитектурой. Здесь можно сказать про «синтез искусств». Мозаики становились смысловыми доминантами среды, часто проектировались как неотъемлемые элементы зданий.

Существует плану застройки Автозаводского района, согласно которому есть запланированные места размещения мозаик. Начиная от набережной они должны были протянуться через улицу Революционную. До сих пор их можно увидеть:  мозаики Дворца спорта «Волгарь», стела «Радость труда», мозаики «Сатурна» (выполнил А. Васнецов, автор скульптурных композиций «История транспорта»), мозаика в музыкальной школе №4 (интерьер и внутренний дворик), мозаики санатория «Волжских зорей».

doc7602441_437408361

Мозаичная стела-панно «Радость труда» находится у южного входа Дворца спорта «Волгарь». Это 530 квадратных метров яркой живописи из кусочков смальты (параллелепипед, длиной 100 (!) метров, высотой — 3). Памятник называют «Золотым брусом» из-за его высокой себестоимости – смальту везли с разных уголков Советского Союза. В панно использована смальта более ста оттенков. Всего для стелы понадобилось более трех с половиной миллионов отдельных элементов смальты. На 2000 год было утрачено около 25% смальты. Сегодня на прилегающей территории идет застройка – памятник находится за забором.

1990-е

Несмотря на свою мрачность, 90-ые годы оказались для Тольятти очень богатыми на художественные события. В конце 80-ых гг. открывается Тольяттинская картинная галерея, на тот момент существовавшая как филиал Куйбышевского художественного музея.

Образованный в 1989 году в Санкт-Петербурге Творческий союз художников «Солярис» перемещается в 1990 год вместе с его бессменным председателем Олегом Березиным в Тольятти, где по сей день и существует в Портпоселке, радуя нас панк-концертами, панк-выставками и прочими безумствами.

В 1997 году впервые в Тольяттинском краеведческом музее проходит «Музейный пикник» — ежегодная международная акция Тольяттинского краеведческого музея. Музей вышел из своих стен и в «чистом поле» предъявил посетителям идеи будущих музейных проектов, продемонстрировал намерение прислушаться к интересам и проблемам городского сообщества, заявил о радикальных изменениях образа традиционного краеведческого музея. За время своего существования на «Пикник» приезжали важные персоны в области современного искусства и музейном проектировании.

В наше время организаторы решили переформатировать «Пикник» и на последнем из них провели проектную сессию с идеей создания «Музейного квартала».

2000-е

В 2002 году открылся культурный центр «Персона» — частная инициатива тольяттинского мецената Сергея Викторовича Ботова, любителя и знатока классической музыки. В здании мини-пивзавода «Хорлбат» построен камерный музыкальный зал, где проводятся благотворительные концерты. В январе 2004 года свой первый проект осуществила художественная галерея Культурного центра «Персона». С тех пор там проводятся выставки как местных, так и привозных художников.

В 2007 году Тольяттинская картинная галерея поменяла свой статус, став Тольяттинским художественным музеем. Важное событие для провинциального города и его все еще неявной художественной жизни для широких масс.

На сегодня музей насчитывает около 10 тысяч экспонатов, проводит выставки как городского, так и международного уровня.

Незаслуженно забытый формат в музее, городской конкурс «Художественное произведение года», существовал с 2001 года до 2008 года. Это был открытый формат для художников с профессиональным жюри, каталогами работ и прочей статусной атрибутикой.

2010-е

Предваряя разговор о самом ярком событии десятых годов нового столетия, нужно рассказать про предпосылки появления отдельной институции, отвечающей за современное искусство в Тольятти. В музеях Тольятти проходили выставки современного искусства: «Комбинация» (Татьяна Минсафина, Татьяна Чирикова и Елена Шлиенкова); «Агитация за искусство» (Екатеринбургский филиал ГЦСИ), выставки Максима Кантора; семинары, проектные сессии, которые вели приглашенные кураторы и специалисты в области современного искусства.

На фоне общих процессов и интереса к современному искусству у профессионального сообщества Тольятти появился запрос к администрации города на создание институции, отвечающей за этот культурный сегмент.

В апреле 2013 года открылась первая выставка нового отдела Тольяттинского художественного музея – Отдела современного искусства. Первые выставки проходили на территориях друзей и партнеров музея, а первая выставка в самом пространстве ОСИ прошла в «тестовом режиме», в официально не открытом помещении, в темноте и освещалась только с помощью видеоинсталляций художника Константина Николаевича (тогда он называл себя KOSARTR). За три года существования Отделом проведены выставки городского, российского и международного уровня, запущены собственные кураторские проекты, а так же проекты в партнерстве с известными кураторами.

ОСИ является единственной профессиональной институцией в городе, занимающейся не только пропагандой современного искусства, но и его развитием, созданием благоприятной среды для молодых художников.

Самые смелые планы для современного искусства Тольятти — выйти из подвала в городское пространство, стать неотъемлемой частью жизни горожан и их времяпрепровождения, стать Центром современного искусства Тольятти.

Следующая часть нашего рассказа посвящена цифрам. Сегодня оцифровать можно все. И культуру — тоже. Жмите «Далее», чтобы узнать любопытную статистику об искусстве в Тольятти.

Читать далее

0 0 0 0 0